«Драгоценный памятник благородного образа мыслей и трогательного содружества»
Cлайд 2
Болдинская осень 1830 года «Повести» созданы в Болдине. Тогда А.С. Пушкин создал около 30-ти стихотворений и 20-ти самых значительных своих произведений.
Cлайд 3
Болдинский период в творчестве поэта – «туго стянутый узел великих концов и великих начал». /Д.Д.Благой/ Болдинская осень 1830 года
Cлайд 4
Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.
Cлайд 5
«Повести Белкина» «Это не случайный набор произведений, а цикл, части которого связаны друг с другом. Повести возникали, как связанные взаимно, одна с другой, словно части естественного, тяготеющие к единству». Сергей Георгиевич Бочаров
Cлайд 6
Композиция. Теория вопроса. Композиция – это построение произведения. Цель композиции в любом произведении: расположить все отрезки текста так, чтобы произведение давало полное выражение идеи.
Cлайд 7
Рама /рамка/. Теория вопроса. Начало и конец текста принято обозначать термином рама, или рамка. Начало текста состоит из следующих компонентов: имя /псевдоним/ автора, заглавие, подзаголовок, посвящение, эпиграф /эпиграфы/, предисловие, вступление, пролог. Конец текста может включать авторское послесловие, оглавление, а также авторские примечания, которые входят в основной текст произведения.
Cлайд 8
Роль рамы. Теория вопроса. Рама придает произведению характер завершенности, усиливает его внутреннее единство. В авторских циклах, где отдельный текст может рассматриваться как самостоятельное произведение, именно наличие «рамы» обнаруживает взаимосвязь всех частей, их подчиненность единому замыслу.
Cлайд 9
«Повести Белкина» Первый знак текста – заглавие. С одной стороны все просто: указан жанр – повести. А с другой стороны оно для читателя загадочно: в нем говорится о Белкине и издателе А.П. Кто это?
Cлайд 10
Загадочный издатель А.П. – дистанция №1 Эпиграф из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», дан ко всем повестям: «П р о с т а к о в а - То, мой батюшка, он еще с измальства к историям охотник. С к о т и н и н - Митрофан по мне».
Cлайд 11
Из письма А.С.Пушкина П.А.Плетневу Декабрь 1830 года. «Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется и которые напечатаем также Anonyme». Евгений Баратынский
Cлайд 12
Загадочный издатель А.П. – дистанция №1 В июне 1830г. у анонима появилось имя – «покойник Белкин, славный малый». После того, как повести прошли цензуру, Пушкин прислал «Предисловие» с биографией Белкина. «А.П.» появляется также в самом конце повестей всего одним предложением: «Конец повестям И.П. Белкина».
Cлайд 13
Эпиграфы. «Выстрел» «Стрелялись мы» Из поэмы Евгения Баратынского «Бал», 1828 «Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел)». Из Александра Бесстужева-Марлиинского «Вечер на бивуаке», 1822
Cлайд 14
Эпиграфы. «Метель» «Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокий… Вот в сторонке божий храм Виден одинокий…» Из баллады В.А.Жуковского «Светлана», 1813
Cлайд 15
Эпиграфы. «Гробовщик» «Не зрим ли каждый день гробов, Седин дряхлеющей вселенной?» Из оды Г.Р.Державина на смерть Г.А.Потемкина «Водопад»,1798
Cлайд 16
Эпиграфы. «Станционный смотритель» «Коллежский регистратор, Почтовой станции диктатор». Из стихотворения князя Петра Вяземского «Станция», 1825
Cлайд 17
Эпиграфы. «Барышня-крестьянка» «Во всех ты, Душенька, Нарядах хороша». Из поэмы Ипполита Богдановича «Душенька», 1783
Cлайд 18
Вывод первый Эпиграфы почти все взяты из поэтических произведений /из 2-х поэм, баллады, оды, стихотворения /, а повести Пушкина - проза. В «Повестях» встречаются и высокая поэзия, и проза жизни /обыденность/. Повести – это своеобразный диалог Пушкина с поэтами современниками и старшим поколением писателей.
Cлайд 19
Белкин Иван Петрович – дистанция № 2 И.П.Белкин - собиратель повестей, писатель. Уже в заголовке Белкин и А.П. разделены. А в биографии есть общее: оба помещики, писатели, их роднит «охота к чтению и занятиям по русской словесности», родились почти в один год: Белкин - в 1798, а Пушкин - в 1799. Они современники!
Cлайд 20
Вывод второй Пушкин предлагает взглянуть на судьбу Белкина с горькой усмешкой. Изображает собирателя и писателя повестей как героя своего времени.
Cлайд 21
Рассказчики повестей – дистанция № 3 Важную композиционную роль в каждой повести играет рассказчик. В каждой из пяти - он свой. В рукописи Белкина помечено, от кого он слышал повесть, указаны чин или звание и инициалы рассказчика.
Cлайд 22
Дистанция автора А.С. Пушкин А.П. издатель И.Л.П. Подполковник 1«Выстрел» девица К.И.Т. 2«Метель» И.П. Белкин собиратель, писатель А.Г.Н. Титулярный советник 4 «Станционный смотритель» Б.В. Приказчик 3 «Гробовщик» девица К.И.Т. 5«Барышня--крестьянка» Рассказчики О Белкине – письмо соседа из Ненарадово 1830год
Cлайд 23
Вывод третий Еще загадка… Почему автор «спрятался»? Во время прохождения цензуры имя Пушкина не упоминалось – и в этом была задумка самого поэта. Введение рассказчиков создает атмосферу живой беседы с читателем. Рассказчик – это глубоко личная история и определенная точка зрения на происходящее, далекая или близкая авторской.
Cлайд 24
Порядок написания повестей А.С. Пушкиным 1 «Гробовщик» 2 «Станционный смотритель» 3 «Барышня-крестьянка» 4 «Выстрел» 5 «Метель» Порядок размещения в сборнике (4)«Выстрел» (5)«Метель» (1)«Гробовщик» (2)«Станционный смотритель» (3)«Барышня-крестьянка»
Cлайд 25
«Выстрел» и «Метель»
Cлайд 26
«Гробовщик» и «Станционный смотритель»
Cлайд 27
«Барышня-крестьянка»
Cлайд 28
Порядок размещения в сборнике «Выстрел» «Метель» «Гробовщик» «Станционный смотритель» «Барышня-крестьянка»
Cлайд 29
Вывод четвертый А.С.Пушкин строит цикл повестей образными «блоками», структурными единствами. Композиция цикла повестей, как у всякого гения, сложна и необычна. Поэтому и авторские загадки неисчерпаемы..