Антигуманная сущность теории Раскольникова ( По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)
Cлайд 2
Цели урока: Раскрыть суть теории Раскольникова, разобраться в ведущих мотивах преступления Показать какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за эту идею, которой руководствуется он в своей жизни Развивать навыки литературного анализа произведения
Cлайд 3
Вопросы для обсуждения: Какова история создания романа? В чем необычность героя? Что дает возможность Раскольникову осуждать других? Какие события способствуют утверждению героя в правильности его «мечты»? В чем суть теории Раскольникова? В связи с чем появляется в романе Лужин? Как теория Лужина связана с теорией Раскольникова? Имел ли Свидригайлов основания сказать Раскольникову «мы одного поля ягоды»? Кто опровергает антигуманную теорию Раскольникова? Что помогло Раскольникову возродиться?
Cлайд 4
Теория «двух разрядов» - даже не обоснование преступления. Она уже и есть преступление. Она с самого начала решает, предрешает вопрос – кому жить, кому не жить. Ю. Карякин
Cлайд 5
…история Раскольникова – это история заблудшей души. Это развеянный миф о «сверхчеловеке», об избранных, которым все дозволено. Кулиджанов Л. . Мы – источник веселья и скорби рудник, Мы – вместилище скверны и чистый родник. Человек, как в зеркале мир многолик, Он ничтожен и он же безмерно велик. О. Хайям
Cлайд 6
Жанровое своеобразие романа социальный философский психологический Петербургский роман - опровержение
Cлайд 7
Причины, побудившие Раскольникова к убийству: Идеи, витающие в воздухе, обстоятельства жизни Душевное состояние Раскольникова: Внешние: Взгляды революционных демократов Идеи бонапартизма Тяжелая, душная атмосфера города Судьбы обездоленных людей (Мармеладовы, Дуня, девочка на бульваре, женщина-утопленница) Внутренние: Состояние Раскольникова («задавлен бедностью», страдает за других, стремление действовать) Характер Раскольникова (замкнут, одинок, самолюбив) «Безобразная мечта»
Cлайд 8
Статья Раскольникова в газете «Периодическая мысль»: «О преступлении» СУТЬ ТЕОРИИ: Исторический прогресс совершается за счет чьих-то страданий Все человечество можно разделить на два разряда: «тварей дрожащих» и «право имеющих» «Вошь ли я или право имею?» Мечта о роли властелина мира (Наполеона) и спасителя человечества (Христа)
Cлайд 9
наказание «да неужели ж, я в самом деле возьму топор, стану бить по голове… Господи, неужели?» «чувство разомкнутости и разъединенности с людьми замучило его» «…словно бы ножницами отрезал себя от них» «я не старушонку, я себя убил…»
Cлайд 10
«…идея – сила, формирующая человека его характер… определяющая его поведение не меньше, чем психология и чем среда» Раскольников –человек идеи. Идея обхватывает его и владеет им, но имея то свойство, что владычествует в нем не столько в голове его, сколько воплощаясь в него, переходя в натуру , всегда с страданием и беспокойством, и уже раз поселившись в натуре, требует и незамедлительного приложения к делу. Для такого человека измениться в убеждениях значит… тотчас и во всей своей жизни. Достоевский Ф.М.
Cлайд 11
Двойники Раскольникова Лужин Свидригайлов Соня Мармеладова Делец, деньги – единственный его Бог. Готов «переступить все препятствия». Живет по принципу «все дозволено» Человек, лишенный нравственных устоев, запретов. Доведенный до цинизма вариант теории Раскольникова Наделена даром бесконечного сострадания людям. Идет на страдания и унижения ради близких. «Себя убила» Бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое самоутверждение за счет других Христианская любовь и смирение спасают
Cлайд 12
Выводы: Изображая своего героя, Достоевский утверждает неразрывность человечности с истинной совестливостью. Роман и его герой убеждают, что осуществление своих целей за счет ущемления интересов других людей безнравственно и бесчеловечно. Преступления ведут к разрушению личности самого «переступившего».
Cлайд 13
Каков, по вашему мнению, главный мотив убийства из тех, что Раскольников называет Соне Мармеладовой? (часть пятая, гл.4) Раскольников о мотивах убийства Авторские ремарки Наблюдение Сони за поведением героя