Каллиграфия (от греческого kalos – прекрасный и grapho – пишу) – искусство красивого письма. В средние века, когда все надписи выполнялись вручную искусство каллиграфии ценилось намного выше живописи, скульптуры и даже зодчества. Многие народы считали написанное слово магическим талисманом.
Надпись самым ранним арабским почерком – куфи. Здесь еще не записаны гласные звуки. Куфические надписи выполнялись на предметах быта и монетах.
Cлайд 5
Арабские куфические дирхемы из русских кладов. Русские князья часто выбивали на обратной стороне арабских дирхемов свои княжеские знаки. Знак князя Василия Дмитриевича – сына Дмитрия Донского.
Cлайд 6
Постепенно куфические надписи становятся все более орнаментальными. Мастера каллиграфии добиваются выразительности каждой буквы.
Cлайд 7
Особое развитие получила арабская каллиграфия после появления на Ближнем Востоке бумаги. Появилось огромное количество каллиграфически выполненных копий Корана.
Cлайд 8
В VIII веке знаменитый визирь аббасидских халифов Ибн Мукалла усовершенствовал куфическое письмо и создал «шестерку» классических арабских почерков. За основу пропорций букв он принял первую букву арабского алфавита – алеф, которая считалась символом самого Аллаха.
Cлайд 9
Почерк «мухаккак» (араб. «правильный, верный») отличается монументальным начертанием букв с удлиненными вертикалями и тонкими загибами.
Cлайд 10
Ясным, не крупным и округлым подчерком «насх» (араб. «переписка») предпочитали писать важные государственные письма .
Cлайд 11
В мусульманских странах Северной Африки появился изысканный почерк магреб.
Cлайд 12
Ислам считает недопустимым изображать людей и животных в культовых помещениях. Поэтому на Ближнем Востоке бурно развивается орнаментальное письмо, которое соединяет надпись и рисунок.
Cлайд 13
Составлять фигуры из надписей разрешалось.
Cлайд 14
В XV-XVI веках знаменитую персидскую поэзию записывали почерком талик (насталик).
Cлайд 15
Каллиграфы XX века стремятся подражать мастерам талика .
Cлайд 16
Арабская «тугра» – искусно выполненная монограмма. Ее исполнял личный каллиграф султана в виде подписи властителя и так прихотливо, чтобы подпись невозможно было подделать. «Абдулхамид Хан, сын Абдулмеджида, да будет всегда побеждающим!»
Cлайд 17
Печати халифов Омара и Османа с их туграми.
Cлайд 18
Начиналась работа миниатюриста с тщательной подготовки листа. Лист выглаживался полированным агатом или хрустальным яйцом. Затем влажной кистью намечался рисунок, красным или черным цветом прочерчивались контуры. Сверху накладывался грунт, и по едва видимому рисунку клались основные краски. Чтобы краски не смешивались, использовали для каждой из них отдельную кисточку. На последней стадии уточнялись оттенки .
Cлайд 19
В изображение органично включались стихи, которые становились лишь пояснением к миниатюре.
Cлайд 20
Глубина пространства на миниатюрах лишь намечалась. Все действие разворачивалось по вертикали – снизу вверх или сверху вниз.
Cлайд 21
В пейзажах часто совмещался взгляд спереди и взгляд с высоты птичьего полета.