ЯН СИБЕЛИУС (08.12.1865 - 20.09.1957) Биографии композиторов http://prezentacija.biz/
Cлайд 2
ДЕТСТВО КОМПОЗИТОРА В небольшом городе Хяменлияна на юге центральной части Финляндии, невдалеке от Хельсинки, 8 декабря 1865 года в семье военного врача Христиана-Густава Сибелиуса родился сын. Его назвали Йоган-Юлиус-Христиан, впоследствии он стал известен под коротким именем Ян.
Cлайд 3
Свое образование Ян начал в шведской школе, но вскоре перешел в финскую. В роду Сибелиусов не было музыкантов, но многие из них очень любили искусство. Лет в 15 его влечение к музыке сильно возросло. Преподавателем выбрали руководителя местного духового оркестра Густава Левандера. В результате занятий юный музыкант написал несколько камерно-инструментальных сочинений.
Cлайд 4
Первые шаги Музыканта Весной 1889 года Сибелиус закончил Музыкальный институт. Сибелиус получил государственную стипендию для совершенствования за рубежом. Двухгодичное пребывание в Германии и Австрии принесло много интересных впечатлений. Исключительно благотворную роль в жизни молодого Сибелиуса сыграл возглавлявший национальное направление в финской музыке Р. Каянус. В своем старшем друге Сибелиус встретил покровителя и советчика, оказавшего существенную помощь молодому композитору.
Cлайд 5
Первая слава Вскоре Сибелиус выступил с большим произведением’, в котором впервые широко раскрылось его дарование, — симфонической поэмой «Куллерво» для двух солистов, мужского хора и оркестра Выдвинув Сибелиуса в первые ряды деятелей финской культуры, «Куллерво» сыграло большую роль и в его личной жизни. Летом 1892 года состоялась свадьба. В юной Айно Сибелиус нашел подругу, поддерживавшую его на жизненном пути.
Cлайд 6
В этот счастливый период своей жизни, в начале 1890-х годов, молодой композитор становится одной из центральных фигур художественной жизни Финляндии. Почти все его произведения этого периода непосредственно связаны с образами родной страны, ее истории, народной поэзии, особенно «Калевалы». На этом этапе творчества Сибелиус остается приверженцем музыки, связанной с поэтическим текстом, — вокальной и программной.
Cлайд 7
Мировая слава Сочинения начала 1990-х годов: «Странствие в лодке», «Калевалы», «Карелия» и сюита под тем же названием, симфонические поэмы «Весенняя песнь» и «Лесная нимфа». Этот период творческих исканий и опытов завершился произведением, в котором Сибелиус выступил уже как большой, законченный художник и как мастер оркестрового письма. Это была «Сюита о Лемминкяйнене» — четыре легенды для симфонического оркестра, принесшие их автору европейскую, а вскоре и мировую славу.
Cлайд 8
Трудности Даже получившие мировое признание как образцы подлинно финского искусства, его произведения не привлекли внимания критиков. Несмотря на неудачи, жизненные трудности и разочарования, творчество Сибелиуса пробивало себе путь не только на родине, но и за рубежом. Каянус исполнял его музыку в Париже, сочинения его, изданные в Германии, вызвали интерес в странах Европы и США.
Cлайд 9
Новая страница в жизни Весной 1904 года вместе с семьей он переселился из Хельсинки в небольшую усадьбу в деревне Ярвенляя. Здесь композитор прожил более полувека; здесь он создал свои наиболее зрелые произведения, в том числе пять симфоний. Слава Сибелиуса с каждым годом все шире распространялась по странам мира. Предпринятое им в 1914 году концертное турне в США прошло с триумфом.
Cлайд 10
Во времена мировой войны Разразившаяся мировая война нарушила некоторые планы Сибелиуса: пришлось отказаться от второй поездки в США, куда его снова настойчиво приглашали, прервались связи с музыкантами Западной Европы. Но даже война не помешала торжественно отметить в декабре 1915 года пятидесятилетие великого композитора.
Cлайд 11
Долгожданная симфония Тогда же Сибелиус впервые познакомил слушателей с новой, Пятой симфонией. Она выделяется монументальностью замысла. Но еще с 1918 года в душе композитора зрел новый большой замысел — Шестая симфония. Она была написана лишь через 5 лет — срок необычайно долгий для ее автора, что отчасти можно объяснить сложными обстоятельствами этого периода. 16 февраля 1923 года симфония впервые прозвучала под управлением Сибелиуса в Хельсинки.
Cлайд 12
Последние произведения Приближаясь к шестидесяти годам, Сибелиус проявляет высокую творческую активность. Он пишет Седьмую симфонию и ряд других крупных произведений. Последнее из значительных произведений Сибелиуса — симфоническая поэма «Тапиола» — написано в 1926 году. С конца, 1920-х годов творческая деятельность Сибелиуса прекратилась почти на тридцать лет. Лишь изредка композитор создавал небольшие сочинения или переделывал старые.
Cлайд 13
Смерть композитора Композитор умирает в возрасте 91 года, дома в Ярвенпяя, 20 сентября 1957 года.
Cлайд 14
Один из самых известных памятников композитору (финляндия, хельсинки)
Cлайд 15
Самые знаменытые произведения Симфонии «Куллерво», для солистов, хора и оркестра, op.7 (1899) Симфония № 1 e-moll, op.39 (1899) Симфония № 2 D-dur, op.43 (1902) Симфония № 3 C-dur, op.52 (1907) Симфония № 4 a-moll, op.63 (1911) Симфония № 5 Es-dur, op.82 (1915) Симфония № 6 d-moll, op.104 (1923) Симфония № 7 C-dur, op.105 (1924) Симфонические поэмы «Сага», ор.9 (1892, вторая редакция 1901) «Лесная нимфа», Op. 15 (1894) «Весенняя песнь», Op. 16 (1894) «Финляндия», ор.26 (1899) «Дочь Похьолы», ор.49 (1906) «Ночная скачка и восход солнца», ор.55 (1907) «Дриада», ор.45 (1910) «Луоннотар» для сопрано c оркестром, ор. 70 (1913) «Бард», ор.64 (1914) «Океаниды», ор.73 (1914) «Тапиола», ор.112 (1926) Симфонические сюиты «Лемминкяйнен» (четыре симфонические легенды) «Карелия», сюита, Op. 11 (1893) «Пеллеас и Мелизанда» (1905) «Исторические сцены» I, Op. 25 (1. Увертюра 2. Сцена 3. Празднество) (1899) «Любовная сюита» для струнных, литавр и треугольника (Rakastava), op. 14 (1911) «Исторические сцены» II, Op. 66 (1. Охота 2. Любовная песня 3. У подъемного моста)(1912) "Три пьесы для оркестра, Op. 96. (1. Лирический вальс, 2. Былое (пастораль), 3. Рыцарский вальс) (1920) «Маленькая сюита» (1921) «Сельская сюита» для струнного оркестра, Op. 98b (1921) «Жанровая сюита» (Suite caracteristique), Op. 100 (1922) Концертные произведения Концерт для скрипки с оркестром d-moll, op.47 (1903) Две серенады для скрипки с оркестром, оp. 69 (1912) Две торжественные мелодии для скрипки или виолончели с оркестром, ор. 77 (1914, 1915) Шесть юморесок для скрипки с оркестром, ор. 87 и 89 (1917) И это далеко не полный список произведений автора