Понятие «Крепостное право» является ключевым для понимания особенностей социально-экономического развития второй половины XVIII века. Однако, ни в одном из известных автору презентации школьных учебников VII класса нет отдельной темы с такой формулировкой. Еще одна сложность заключается в том, что современному семикласснику крайне сложно бывает объяснить (и это, конечно, хорошо) саму возможность внеэкономического принуждения. Для преодоления подобных трудностей автор: Во-первых, объединил материал отдельных тем курса: экономика, внутренняя политика Екатерины II, культура и быт II половины XVIII века. Во-вторых, для усиления эффекта презентации отчасти пожертвовал исторической истиной. Например, в презентации не утоняется, что владельцы Кусково и Марфино не являются типичными представителями дворянского сословия; схемы первого урока намеренно упрощены и тд.
Cлайд 3
Цели изучения темы «Крепостное право»: Актуализировать знания о феодальной зависимости в России и Европе (VI, VII класс). Развить навыки сравнительного анализа. Сформировать представление об особенностях социально-экономического развития Российской империи во второй половине XVIII века. Познакомить учащихся с бытом крестьянской и дворянской семьи. Закрепить навыки работы с разными видами исторических источников: документами, народными пословицами и поговорками, жанровой живописью. Сформировать ценностное отношение к праву человеческой личности на свободу.
Cлайд 4
План изучения темы «Крепостное право»: Первый урок. Крепостное право. Второй урок. Путешествие в XVIII век (Влияние крепостного права на повседневную жизнь). Третий урок. Письменный опрос.
Cлайд 5
Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII века на то, что мы изучали в VI классе? Как изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком? Как крепостное право влияло на повседневную жизнь населения Российской империи? Вопросы письменной работы:
Cлайд 6
Крепостное право ПЕРВЫЙ УРОК
Cлайд 7
План урока: Феодальная зависимость в Европе и России: сравнительный анализ. «Здесь барство дикое…»(А.С. Пушкин). Крестьянин XVIII века: един в трех лицах.
Cлайд 8
Феодальная зависимость в Европе и России (XVII и XVIII века): сравнительный анализ.
Cлайд 9
Вспомните историю средневековой Европы и опишите в чем заключалась зависимость крестьян от феодала? Имели ли владельцы замка какие-либо обязанности по отношению к крестьянам? При ответе используйте схему.
Cлайд 10
ДЕРЕВНЯ ЗАМОК ОБРОК БАРЩИНА ЗЕМЛЯ ЗАЩИТА СУД ФЕОДАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ:
Cлайд 11
Вспомните, как строились отношения между крестьянином и владельцем поместья по Соборному уложению 1649 года? Найдите общее в двух схемах.
Cлайд 12
СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ: ОБРОК БАРЩИНА ОБЩИНА КРЕСТЬЯНЕ: ВЛАДЕЛЬЧЕСКИЕ МОНАСТЫРСКИЕ ЧЕРНОСОШНЫЕ ПОМЕСТЬЕ ИМУЩЕСТВО КРЕСТЬЯНИНА – СОБСТВЕННОСТЬ ПОМЕЩИКА ЗЕМЛЕЙ ВЛАДЕЮТ ТОЛЬКО ТЕ, КТО СЛУЖИТ
Cлайд 13
Прочитайте отрывки из книг современных историков, изучите схему и найдите ответ на вопрос: Как изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком? Какие изменения произошли с повинностями крестьян, какие сословные привилегии появились у помещиков?
Cлайд 14
Рост городов, промышленности, внешней торговли втягивал помещичье хозяйство в рыночные отношения. На юге страны, где выгодно стало производить хлеб на продажу, помещики стремились расширить барскую запашку, сокращая крестьянские наделы. Увеличивалось и время, проводимое крестьянином на барщине. (На барщине находились в конце XVIII в. почти 54% всех крепостных, а в черноземных районах - до 90%). Обычно крестьяне работали на барщине 3-4 дня в неделю, но иногда - и все 6 дней. В некоторых случаях (правда, до конца XVIII в. сравнительно редких) помещик совсем лишал крепостного надела и принуждал всю неделю работать на своем поле, снабжая его месячным довольствием. Такая форма зависимости стала называться месячиной. Месячина превращала крепостного в раба, полностью лишая его собственности. Кацва Л.А. Главы из истории России с древнейших времен до XIX века. http://1543.ru/history/
Cлайд 15
В нечерноземной полосе страны организация собственного земледельческого хозяйства была помещикам невыгодна. Поэтому здесь преобладал денежный оброк. Размеры оброка выросли в 60 - 90-е гг. с 1-2 руб. до 5-10 руб. с ревизской души. Деньги для выплаты оброка крестьяне добывали, занимаясь отхожими промыслами, уходя на заработки: в плотничьи артели, в бурлаки, в извоз, на мануфактуры. Так нарушалась присущая крепостному хозяйству привязанность работника к земле. Крепостное право оказывалось в противоречии с потребностями экономического развития страны. Кацва Л.А. Главы из истории России с древнейших времен до XIX века. http://1543.ru/history/
Cлайд 16
Приобретя в годы царствования Екатерины II огромные привилегии, закрепленные в Жалованной грамоте дворянству, дворяне по праву назвали её время правления «золотым веком». Дворяне освобождались от телесных наказаний, не платили налогов, крепостные становились их собственностью. Крестьян помещикам разрешалось продавать, отдавать в солдаты, ссылать на каторгу и в Сибирь. Даже за убийство крепостных помещика, обычно, не наказывали. Постников Н.Д. Отечественная история. Учебное пособие. М., 2010.
Cлайд 17
ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ДВОРЯНСТВУ: КРЕСТЬЯНЕ: ПОМЕЩИЧЬИ ДВОРЦОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОМЕСТЬЕ ОБРОК ДО 10 РУБЛЕЙ В ГОД БАРЩИНА ДО 6 ДНЕЙ В НЕДЕЛЮ КАПИТАЛИСТЫЕ КРЕСТЬЯНЕ КРЕСТЬЯНЕ-ОТХОДНИКИ ДВОРЯНИН ОСВОБОЖДАЕТСЯ ОТ СЛУЖБЫ КРЕСТЬЯНЕ НА МЕСЯЧИНЕ
Cлайд 18
«Здесь барство дикое…»(А.С. Пушкин).
Cлайд 19
Прочитайте типичный для того времени документ и ответьте, что стало предметом сделки между Н.Г. Сипягиным и Я.М. Писемским?
Cлайд 20
«Лета тысяча семьсот шестидесятого, 19 декабря. Отставной капрал Никифор Гаврилович Сипягин продал майору Якову Михеевичу Писемскому из деревни Глобенова крестьянских дочерей, девок: Соломониду, Мавру, да Ульяну Ивановых дочерей, малолетних на вывоз. А взял я, Никифор, у него, Якова Писемского за тех проданных девок денег три рубли. И вольно ему, Якову, и наследникам его теми девками с сей купчей владеть вечно, продать и заложить, и во всякие крепости учинить» Анисимов Е.В., Каменский А. Б. Россия в XVIII - первой половине XIX вв. - М., 1994.
Cлайд 21
Подумайте, что значит выражение «на вывоз»? Как мог распорядиться майор Писемский своей покупкой? Можно ли сказать, что в основе сюжета картины Н.В Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта.» лежат реальные события? Дайте краткую характеристику героев живописного полотна.
Cлайд 22
Cлайд 23
Крестьянин XVIII века: един в трех лицах.
Cлайд 24
Что общего между положением крепостных крестьян в России XVIII века и рабов Древнего мира. Можно ли было среди крестьян XVIII века отыскать будущих рабочих и предпринимателей?
Cлайд 25
= рабы = феодально-зависимые крестьяне = рабочие и предприниматели
Cлайд 26
Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII века на то, что мы изучали в VI классе? Что изменилось? Как изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком? Используйте схему.
Cлайд 27
Cлайд 28
П. И. Ковалева Т. В. Шлыкова Судьба маленьких Соломониды, Мавры и Ульяны не обязательно сложилась трагично… Звезды российской театральной сцены, подруги Прасковья Ковалева и Татьяна Шлыкова тоже выросли в семьях крепостных. Талант и увлечение графа Шереметьева театром подарили им свободу. Однако для XVIII века случай это очень редкий.
Cлайд 29
Знакомство с жизнью дворянской усадьбы мы продолжим на следующем уроке виртуальным путешествием в имение Шереметьевых.
Cлайд 30
Урок опроса ТРЕТИЙ УРОК
Cлайд 31
Похожи ли отношения между крестьянами и помещиками в конце XVIII века на то, что мы изучали в VI классе? Как изменилась жизнь в российской деревне по сравнению с XVII веком? Как крепостное право влияло на повседневную жизнь населения Российской империи? Вопросы письменной работы:
При Борисе Алексеевиче Голицыне в Марфино был возведен ряд усадебных построек, от которых до наших дней сохранилась церковь Рождества Богородицы. Церковь построил в 1701-1707 гг. крепостной архитектор Василий Белозеров. Немолодой мастер не мог точно рассчитать толщину стен и боялся обрушения барабана. Исправить ситуацию должны были несоразмерные колонны, заполнившие объем храма. По преданию, постройка Белозерова не понравилась Голицыну, и мастер был насмерть забит кнутом. Похоронен он неподалеку от построенной им церкви. Вернемся в Марфино…
Cлайд 35
Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции Купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции спроектировал и построил архитектор Филиппо Брунеллески в 1420 – 1436 гг. Блестящий инженер и математик применил новаторское решение (два купола вставленных друг в друга), что позволило обойтись без внешних конструкций. По преданию, друзья были уверены, что купол рухнет и просили Филиппо заранее уехать из города. Однако Брунеллески их не послушал и, наоборот, стоял при открытии церкви прямо под куполом. Свободный человек, он верил своим расчетам и ничего не боялся.
Cлайд 36
Список литературы: Анисимов Е.В., Каменский А. Б. Россия в XVIII - первой половине XIX вв. - М., 1994. Данилов А.А. Косулина Л.Г. История России. Конец XVI – XVIII век. М.,2005. Кацва Л.А. Главы из истории России с древнейших времен до XIX века. http://1543.ru/history/ Милов Л. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/milov/01_9.php Очерки русской культуры XVIII века. 1 ч. М., 1985 Постников Н.Д. Отечественная история. Учебное пособие. М., 2010. Векторные изображения «Русская архитектура». Электронное приложение к журналу «Преподавание истории в школе». http://pish.ru/application/category/onlyapplication http://www.kuskovo.ru/ http://marfino.narod.ru/ http://ru.wikipedia.org http://kizhi.karelia.ru/journey/ http://dic.academic.ru/ Фото автора.