В рыцарских замках Составитель: учитель музыки МБОУ «Гимназия №53» Г. Нижнего Новгорода Шишкина С.В.
Cлайд 2
Плывя по “ленте времени”, От древности до наших дней, Мы видим славных рыцарей, И замки, и коней. Тишина стоит вокруг, Вышли рыцари на круг, Шлем одев, закрыв забрало, Выхватив из ножен меч, Стал рубить врага он с плеч, После боя, славный рыцарь, Положив и щит, и меч, Сделав вдох и выдох длинный, Отдохнуть решил присесть. Что бы вы хотели узнать на уроке? Сформулируйте цель нашего занятия? Согласны ли вы, что тема “В рыцарских замках” вам может пригодиться?
Cлайд 3
Замок – это жилище феодала и его крепость. Замок возводили на холме, окружали широким рвом с водой. Через ров перебрасывали подъемный мост. За рвом возвышались мощные укрепления: крепостных стен. В случае опасности мост поднимался и, словно дверь, закрывал вход. Взять замок приступом было очень сложно – нужно было преодолеть ров, выбить ворота, или забраться на стену по штурмовой лестнице.
Cлайд 4
Первоначально рыцарем мог стать любой человек, способный купить себе доспехи и боевого коня (что по тем временам составляло стоимость 45 коров), но позднее это звание передавалось по наследству. Все рыцари проходили обязательное обучение. Они могли не уметь читать и писать, но владеть оружием и скакать на коне они обучались с детства. Они проводили время в походах, сражениях и турнирах. Но многие из них любили … (поэзию и музыку).
Cлайд 5
Занятия рыцарей Рыцарский турнир Пир в рыцарском замке Охота
Cлайд 6
М. И. Глинка ”Рыцарский романс” - Кто такие рыцари, что они делали, какими качествами обладали? - Как музыка помогла вам определить, что рыцарь смелый, отважный…? - Определите настроение, лад, темп, музыкальный образ?
Cлайд 7
Найдите в учебнике: Когда могла звучать музыка в замке? Кто мог исполнять, музыкальные произведения в замках? -Как называют бродячих музыкантов? -На какую тему исполняли свои произведения бродячие музыканты? - Почему бродячие музыканты должны были знать все новости? -Какие функции они выполняли?
Cлайд 8
Многие из рыцарей любили поэзию и музыку. Подобные рыцари и стали первыми композиторами. Трубадуры писали стихи и музыку к ним, а их неизменные спутники-слуги - менестрели - пели песни своего господина. Каждый трубадур долго обучался правилам хорошего тона и обхождения с дамой, а также поэзии и музыке.
Cлайд 9
Каждый трубадур, шпильман … долго обучался правилам хорошего тона и обхождения с дамой, а также поэзии и музыке. От настоящего трубадура требовалось знать ходящие в народе новости, иметь хорошую память, показать осведомленность о последних сплетнях о королевском дворе, уметь экспромтом сочинить стихи для сеньора или дамы и играть, по меньшей мере, на двух музыкальных инструментах, которые тогда любили при больших и малых феодальных дворах. Трубадуры и менестрели странствовали по стране. Свои песни они посвящали прекрасным дамам. Поэтому главной темой их творчества была возвышенная любовь, а девизом – создание прекрасной мелодии, идущей от сердца. Они сочиняли песни легкие и понятные всем. В своих песнях трубадуры рисовали сцены битв, воспевали красоту родной природы. Некоторые песни трубадуров до сих пор поют во Франции.
Cлайд 10
Как звучала музыка трубадуров?
Cлайд 11
Работа в парах: 1.Обоснуйте, почему говорят: “Мой дом – моя крепость”? 2. Составление кодекса чести рыцаря продолжив предложения? (Рыцарь должен быть воспитанным; должен быть защитником; должен быть предан Прекрасной Даме; обладать такими качествами – отвагой…) 3. Назовите музыкальное произведение, которое воспевало сегодня на уроке рыцарство? Песня «В старом замке» (муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина)
Cлайд 12
Совпали ли цели урока с результатами урока? Что нового узнали? Составьте схему: Какое поведение в наше время считается рыцарским? Дополните предложение: -Я оцениваю свою работу на уроке….., потому что …