Код презентации скопируйте его
Методическая разработка раздела «Русь древняя» по истории России (6 класс) Работу выполнила : Фомичева С. Г. Учитель истории МОУ СОШ №117
Цели и задачи раздела «Русь Древняя» ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: История России: с древнейших времен до конца XVI века: учеб. для 6 кл. Общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина – М.: Просвещение, 2006 Цель: познакомить учащихся с предпосылками складывания государства у восточных славян и рассмотреть процесс становления Древнерусского государства Задачи: Обучающие: дать ученикам общее представление об устройстве восточнославянского общества до образования государства, познакомить с особенностями формирования Древнерусского государства и деятельностью первых киевских князей Развивающие: развивать интерес к русской истории, развивать мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение сравнивать и анализировать, умение извлекать информацию из различных источников, формирование умения работать в группах Воспитательные: воспитание осознанной потребности в знаниях, воспитание чувства патриотизма, гордости за историческое прошлое своей страны, гражданской ответственности за судьбу своего народа
Урок 7 Культура Киевской Руси Цели урока: Определить факторы, повлиявшие на развитие русской культуры IX – XI веков Рассмотреть выдающиеся достижения древнерусской культуры План урока: Обсуждение и формулировка главного вопроса урока Словесное творчество Архитектура Изобразительное искусство Выводы
Обсуждение и формулировка главного вопроса урока Сравните источники, найдите противоречие и сформулируйте главный вопрос урока Из жития святого Феодосия Печерского, которое в XI в. служило образцом для поведения грамотных русичей: «Феодосий рос, будучи телом и душой влеком на любовь Божию, и ходил во все дни в церковь послушать божественных книг со вниманием… Мыслил более всего он о том, как и каким образом спасти душу свою для жизни вечной на небесах после смерти на земле…» Судя по этим данным, можно ли назвать Древнюю Русь христианской страной? (Да, Русь христианская страна) Из сочинения христианского проповедника XII в. «Если какой-нибудь плясун или чудец (актер), или иной какой инрец позовет на игрище или на сборище перед идолами, то все туда радостно бегут и, веселясь, весь день проводят там. Если же позовут в церковь, то мы позевываем, чешемся, сонно потягиваемся и отвечаем: «дождливо, холодно» или еще чем либо отговариваемся» Какие можно сделать выводы о верованиях многих людей на основе этих слов, сказанных много лет спустя после Крещения Руси? (Многие жители – язычники)
Словесное творчество Былины – поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги Богатырей Главная идея былин – освобождение своей земли, защита ее от врагов Былины воспевали не только ратные подвиги богатырей, но и нелегкий труд пахаря – земледельца, воплотившегося в образе Микулы Селяниновича ВЫВОД: в былинах упоминаются языческие персонажи
Письменность и грамотность Кирилл и Мефодий – византийские монахи, создавшие славянскую азбуку Материал для письма Пергамент Береста
Литература Иностранная переводная литература – Библия, Апокрифы Летописи – «Повесть временных лет» 1113 год Нестор Жития «Слово о законе и благодати» 1049 год Иларион ВЫВОД: письменная культура проникнута христианским духом
Архитектура Деревянное зодчество – искусство постройки различных зданий: - городские крепости - княжеские и боярские терема - крестьянские избы Характерный черты: - многоярусность строений - украшение строений башенками и теремами - наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней
Традиции каменного зодчества Белокаменный известняк или «дикий камень» Крестово-купольная форма храма ВЫВОД: древнерусские храмы по примеру византийских имели крестово-купольную форму
Храм Святой Софии в Киеве Храм Святой Софии в Новгороде ВЫВОД: Многоглавие церквей являлось элементом языческого прошлого
Изобразительное искусство Фреска – роспись водяными красками по сырой штукатурке Благовещение
Светская живопись Музыканты, скоморохи, сцены охоты ВЫВОД: Светские фрески передавали языческие сюжеты (пляски скоморохов)
Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешко Христос Вседержитель Богоматерь Оранта (Пантократ)