Духовная жизнь в 1930-е гг. Урок истории России Огневой Юрий Анатольевич Учитель истории МОУ гимназии №1
Cлайд 2
Цель урока: рассмотреть достижения и потери культуры в 1930-е гг. Задачи урока: Познакомиться с развитием духовной сферы жизни советского общества в 1930-е гг., выявить достижения и потери Определить направления культурной политики советской власти Работа с тестовыми заданиями, историческими источниками, текстом учебника.
Cлайд 3
ВСПОМНИМ ИЗУЧЕННОЕ Положение о единой трудовой школе РСФСР было утверждено: А. в 1918 г. Б. в 1921 г. В. в 1925 г. 2. Отметьте известных ученых: А. В. Вернадский, К. Циолковский Б. А. Блок, Н. Гумилев В. В. Дени, Д. Моор 3. Авторы сборника «Смена вех»: А. утверждали, что большевики сумели восстановить порядок в России Б. считали, что большевики развалили Российское государство В. считали, что большевики строят справедливое общество - коммунизм
Cлайд 4
4. Советское правительство выслало из страны крупнейших ученых и философов в: А. в 1920 г. Б. в 1922 г. В. в 1925 г. 5. Патриарх Тихон предал большевиков анафеме в: А. в 1917 г. Б. в 1918 г. В. в 1924 г. 6. Какой лозунг был популярен в 1920- е гг.? А. «Пятилетку в 4 года!» Б. «Все на борьбу с неграмотностью!» В. «Кадры решают все!»
Cлайд 5
Устный ответ Борьба с неграмотностью. Строительство советской школы План ответа: Кампания борьбы с неграмотностью, ее цель, меры по ликвидации безграмотности Изменения в системе образования (школы, ВУЗы)
Cлайд 6
Устный ответ Власть и интеллигенция План ответа: Разные настроения в среде интеллигенции по поводу сущности советской власти Высылка ученых и деятелей культуры из страны в 1922 г. «Сменовеховство»
Cлайд 7
Устный ответ Большевики и церковь План ответа: Отделение церкви от государства и школы от церкви Патриарх Тихон Конфискация церковных ценностей
Cлайд 8
Задание Откройте тетрадь и выпишите мероприятия по повышению уровня образования у населения Обязательное 4-х летнее, а затем 7-и летнее обучение Возврат к прежним формам обучения (возврат уроков, оценок, строгой дисциплины) Возврат к преподаванию истории и географии Строительство новых школ
Cлайд 9
Анато лий Васи льевич Лунача рский (11 (23) ноября 1875, Полтава, Российская империя — 26 декабря 1933, Ментона, Франция) — русский советский писатель, общественный и политический деятель, переводчик, публицист, критик, искусствовед. Работа с документом Отрывок из статьи А. В. Луначарского «Ленин о культуре» 21 января 1930 г.
Cлайд 10
Работа с учебником Заполнить таблицу, работая с § 26 (разделы «власть и наука» и «научные достижения») Развитие советской науки в 1930- е гг. Советская физическая школа (С. И. Вавилов, А. Ф. Иоффе, П. Л. Капица, Л. И. Мандельштам) Исследования атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Б. В. и И. В. Курчатовы) Развитие химии (Н. Д. Зелинский и др.) – производство синтетического каучука, пластические массы Развитие биологии (Н. И. Вавилов, Д. Н. Прянишников и др) Арест ученых, несогласных с тем, что все науки носят политический характер Критика генетики и репрессии в отношении ученых генетиков (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов и др.) Нарушение традиций русской исторической науки ( появление новой дисциплины «история партии», выпуск книги «История ВКП (б). Краткий курс» под личной редакцией Сталина) Достижения науки в 1930- е гг. Потери науки в 1930 – е гг.
Cлайд 11
Советский кинематограф в 1930- е гг. «Ленин в Октябре» (режиссер М. Ромм) «Человек с ружьем» (С. Юткевич) «Юность Максима» (Г. Козинцев) «Чапаев» (братья Васильевы) «Александр Невский» (С. Эйзенштейн) «Веселые ребята», «Волга-Волга» (Г. Александров)
Cлайд 12
Музыкальное искусство в 1930- е гг. Прокофьев С. С. Шостакович Д. Д. Дунаевский И. О. Хренников Т. Н. Хачатурян А. И.
Cлайд 13
Изобразительное искусство 1930-х гг. Иогансон, Борис Владимирович «Допрос коммунистов»
Cлайд 14
Дейнека Александр Александрович, Будущие летчики
Cлайд 15
Пименов Юрий Тимофеевич. «Новая Москва»
Cлайд 16
Скульптура В. Мухина. «Рабочий и колхозница» Мавзолей Ленина (построен в 1930 г. по проекту А. Щусева) Гостиница «Москва»
Cлайд 17
Кампания по сносу культового зодчества
Cлайд 18
Литература в 1930- е гг. Из письма писателя Е. Замятина Сталину. Июнь 1931 г. Уважаемый Иосиф Виссарионович, приговоренный к высшей мере наказания — автор настоящего письма — обращается к Вам с просьбой о замене этой меры другою. Для меня как для писателя именно смертным приговором является лишение возможности писать, а обстоятельства сложились так, что продолжать свою работу я не могу, потому что никакое творчество немыслимо, если приходится работать в атмосфере систематической, год от году все усиливающейся травли. Я ни в какой мере не хочу изображать из себя оскорбленную невинность. Я знаю, что в первые 3-4 года после революции среди прочего написанного мною были вещи, которые могли дать повод для нападок. Если я действительно преступник и заслуживаю кары, то все же, думаю, не такой тяжкой, как литературная смерть, и потому я прошу заменить этот приговор высылкой из пределов СССР — с правом для моей жены сопровождать меня.
Cлайд 19
Закрепление изученного на уроке В чем заключались противоречия советской культуры 1930-х гг. , ее достижения и потери? Борис Кустодиев. Большевик. 1920 г.
Cлайд 20
Список используемой литературы 1. Зуев М. Н. История России. Оникс 21 век, 2005 г. 2. Главацкий М. Е. Хрестоматия по истории России 1917 – 1940 гг. М., Исторические науки, 1994 г., 352 с. 3. Газета «История» выпуск №31'2000. Ресурсы Интернет Статьи по истории культуры СССР 1. http://www.examen.ru/add/School-Subjects/Social-Sciences/History/13403/13790/13810/13815 2. http://shporiforall.ru/shpory/istorii-9-klass/37-obshhestvenno-politicheskaya-zhizn-v-sssr-v-30-e-gody-oformlenie-totalitarnogo-rezhima-bilet-13.html Иллюстративный материал 1. http://100sovietpainters.ru/index.php?s=catalog