Крах социализма в Восточной Европе Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ № 2»
Cлайд 2
Предпосылки преобразований Определите внутренние и внешние факторы, приведшие к революционным преобразованиям в странах Восточной Европы (стр 269-270)
Cлайд 3
Предпосылки преобразований Экономические — резкое снижение темпов экономического развития, экстенсивный характер развития экономики в большинстве стран, административно-командная экономическая модель, отсутствие структурных изменений в экономике, инфляционные процессы, резкое отставание от стран Запада не только по количественным, но и по качественным показателям. Динамика ежегодного прироста совокупного национального дохода стран- членов СЭВ: 50-е гг. — 9,5% 60-е гг. — 6,7% 70-е гг. —1981—1989 гг. — менее 2%
Cлайд 4
Предпосылки преобразований Накопление социальных проблем — падение жизненного уровня, менее заметное только в ГДР и Чехословакии, обострение всех противоречий в обществе, в том числе и национальных (в Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии). Протест против тоталитарных политических режимов, политического господства коммунистических партий. Во всех странах росло недовольство существующими порядками, которое выражалось в массовом забастовочном движении, формировании оппозиционных организаций («Хартия — 77» в Чехословакии, «Солидарность» в Польше, экологисты в Болгарии).
Cлайд 5
Предпосылки преобразований Внешний фактор: Политические преобразования в СССР (перестройка). Присутствие войск СССР на территории государств-участников ОВД (конец 80-х гг.): 28 июня 1991 г. представители стран-членов СЭВ подписали в Будапеште протокол о расформировании организации; действие Варшавского Договора было прекращено 1 июля 1991 г. протоколом пражского совещания Политического консультативного комитета государств-участников.
Cлайд 6
Специфика протекания революционных процессов Александр Дубчек (1921–1992 гг., Чехословакия) Из семьи ремесленника. В 1925–1938 гг. с родителями жил в СССР. В 1938 г. семья Дубчеков вернулась на родину. Александр Дубчек в 1939 г. вступил в Коммунистическую партию Чехословакии. В 1940–1944 гг. работал кузнецом на заводе Шкода. В 1944–1945 гг. участник Словацкого национального восстания против немецких оккупантов. В 1968 г. был избран Первым секретарём ЦК КПЧ. Пытался демократизировать социалистическую систему. В августе 1968 г. был фактически лишён власти во время вторжения войск Организации Варшавского договора. В 1970-х гг. работал в лесном хозяйстве Словакии. В 1989–1992 гг. председатель Федерального собрания Чехословакии.
Cлайд 7
Специфика протекания революционных процессов Вацлав Гавел (1936 г.р., Чехословакия) Из семьи предпринимателей. Популярный драматург. После того, как в августе 1968 г. войска Организации Варшавского договора вторглись в Чехословакию, чтобы пресечь попытки демократизации её социалистической системы, стал лидером антикоммунистической оппозиции. Дважды арестовывался. Был идейным вдохновителем свержения коммунистического режима в 1989 г. В 1989–1992 гг. Президент Чехословакии, в 1993–2003 гг. Президент Чехии.
Cлайд 8
Специфика протекания революционных процессов Лех Валенса (1943 г.р., Польша) Из крестьян. В 1960-х рабочий-электрик. С 1970 г. организатор забастовок. В 1980–1981 гг. лидер независимого профсоюза «Солидарность». В 1981–1982 г. под арестом. Лидер антикоммунистической оппозиции в Польше. В 1990–1995 гг. Президент Польской республики.
Cлайд 9
Специфика протекания революционных процессов Забастовка, организованная Лехом Валенсой Судоверфь имени В.И. Ленина в г. Гданьск (Польша). 1970-начало – 1980-х гг.
Cлайд 10
Специфика протекания революционных процессов Страна Тип преобразований Основные события Результаты Венгрия Эволюционная форма Польша ГДР «Бархатные» революции Болгария Чехословакия Албания Румыния Югославия Гражданская война
Cлайд 11
Дом задание Проанализируйте демократические преобразования в европейских странах (учебник, § 39). Выделите основные преобразования в политической и экономической сферах. Сравните их с преобразованиями, проходящими в нашей стране в 90-е гг.
Cлайд 12
Интернет ресурсы http://window.edu.ru/window/library/pdf2txt?p_id=11295&p_page=11 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c8024e78-fc6f-41a3-b9b1-1343dd07aeaa/93239/