Cоциально-экономическое развитие в 20-50-е гг. XIX в. Чупров Л.А. МОУ СОШ №3 с. Камень-Рыболов Ханкайского района Приморского края
Cлайд 2
1. Противоречия хозяйственного развития 2. Начало промышленного переворота 3. Развитие транспорта 4. Помещичье и крестьянское хозяйство 5. Итоги План:
Cлайд 3
ЦЕЛИ: образовательная: формирование понимания учащимися кризиса феодально-крепостнической системы, убеждения в исторической необходимости падения крепостного права в России и смены отживавшего феодального строя более прогрессивным – капиталистическим; развивающая: развивать умения учащихся классифицировать, анализировать источники, рассуждать, отвечать на проблемные вопросы; воспитательная: продолжать развивать умения работать в группах.
Cлайд 4
Основные понятия: “промышленный переворот”, “капитализм”, “феодально-крепостническая система”. Оборудование: мультимедийный проектор, схемы на доске, исторические источники. В процессе урока заполняем таблицу: Новые явления в экономике Элементы, тормозящиееё развитие
Cлайд 5
Капитализм общественный строй, при котором: святой и неприкосновенной является частная собственность на средства производства граждане лично свободны , наделены всеми правами и свободами, где в жизни людей наиважнейшую роль играют деньги где основными классами общества являются капиталисты и наемные рабочие где хорошо развиты промышленность и торговля Государство с республиканской формой правления
Cлайд 6
Феодализм общественный строй, при котором: в жизни людей наиважнейшую роль играет собственность на землю. господствует сословный строй и важную роль в жизни общества играет социальный статус существует крепостная зависимость основными классами общества являются феодалы и крестьяне Монархия
Cлайд 7
1. Противоречия хозяйственного развития Экономические уклады Феодально-крепостнический Капиталистический Противоречие Особенностью социально-экономического развития России данного периода является одновременное существование двух экономических укладов: господствующего феодально-крепостнического и активно развивавшегося капиталистического.
Cлайд 8
Cлайд 9
Низкоэффективная экономика Ручной труд Высокая степень эксплуатации крестьян Разорение мануфактур, основанных на подневольном труде Господство помещичьего землевладения Тормозили развитие страны
Cлайд 10
Быстрое развитие элементов капитализма в экономике Промышленный переворот Увеличение количества капиталистических мануфактур Рост внутренней торговли Усиление расслоения крестьянства Появление фабрик и заводов
Cлайд 11
Тормозящее развитие существующего политического строя и экономического уклада Негативные последствия вмешательства государства в экономику Господство дворянства в политической системе Сдерживание роста численности наемных рабочих Низкая покупательная способность крестьян Прогрессивное развитие общества
Cлайд 12
2. Начало промышленного переворота В 30-50-х годах XIX века в России начался промышленный переворот. Особенности Начался в условиях крепостничества Начался позже, чем в развитых странах Западной Европы Проявлялся в основном в технической стороне Сдерживался медленными темпами формирования первоначального капитала Низкими были темпы роста класса предпринимателей
Cлайд 13
Cлайд 14
Многие небольшие города имели аграрный характер. Их жители пахали землю, держали скот. В среднерусских городах было развито садоводство. Такие города, как Путивль, Ржев, буквально утопали в садах. Преобладала деревянная застройка. На каждую сотню деревянных домов приходилось по 2— каменных. Пожары, случалось, опустошали целые города. 1825 год 415 городов и посадов В городах проживало 2.3 млн чел. 8% населения Петербург 438 тыс. жителей Москва 241 тыс. жителей Тула 38 тыс. жителей
Cлайд 15
3. Развитие транспорта связавшая Волгу с Балтийским бассейном (Мариинская и Тихвинская системы) Железные дороги Царскосельская (1837) Варшавско-Венская (1839-1848), Петербургско-Московская (1843-1851) Система каналов Днепр через Огинский, Березинский, Днепровско-Бугский канал был связан с западными реками Первый пароход был испытан на Неве в 1815г., а в 1860 г. по рекам, озерам и морям России плавало более 300 пароходов. Водный Шоссейный В предреформенвые годы было построено свыше 8 тыс. верст шоссейных дорог.
Cлайд 16
В поезде было 8 вагонов. На следование от Петербурга до Царского Села было затрачено 35 минут, а на обратный путь – 27 минут. Скорость движения доходила до 64 км/час. Торжественное открытие Царскосельской дороги состоялось 30 октября 1837 года. В этот день из четырех паровозов, построенных в 1836 году и уже поступивших на дорогу, поезд вел управляемый Герстерном паровоз «Проворный». Первой железной дорогой общественного пользования в России стала Царскосельская железная дорога. Ее строительство началось 1 мая 1836 года и проходило под руководством австрийского инженера Франца Герстнера. Применять для тяги поездов только паровозы стали с 4 апреля 1838 года.
Cлайд 17
4. Помещичье и крестьянское хозяйство Те, кто прибегал к капиталистическим приемам быстро поправляли свое положение , но повсеместное использование наемного труда сдерживалось отсутствием рынка свободной рабочей силы. Элементы капиталистического уклада в сельском хозяйстве Использование наемной рабочей силы Использование новых технологий Использование передовых орудий труда Товарный характер хозяйства
Cлайд 18
4. Помещичье и крестьянское хозяйство Те, кто использовал в хозяйстве прежние методы, переживал процесс упадка. Помещичье хозяйство приходило в упадок Барщина и оброк Отсталая система земледелия Натуральная форма хозяйствования Труд крепостных крестьян
Cлайд 19
5. Итоги В первой половине XIX века наращивала темпы своего развития промышленность, Увеличивалось количество мануфактур, фабрик и заводов. Развивалась транспортная система, росло количество городов и городских жителей. В России начался промышленный переворот. Сельское хозяйство отставало в своем развитии от промышленности. Активнее стали развиваться хозяйства, переходившие на использование элементов капиталистического хозяйства. Развитие экономики мешали феодально-крепостнические пережитки: самодержавная форма правления, помещичье землевладение, крепостное право.