Историю развития славянского язычества вкратце можно представить так: первоначально славяне верили в добрых и злых духов природы . И тем и другим люди приносили жертвы, чтобы возблагодарить добрых и умилостивить злых.
Cлайд 3
зычество - это название верований разных народов, берущих свое начало из глубины веков. Славянское язычество - это наша вера, вера всего славянского народа. Вера одного из древнейших народов, в который входят сегодня: русские и украинцы, белорусы и поляки, чехи и словаки, болгары и македонцы, сербы и черногорцы, словенцы и хорваты.
Cлайд 4
Все мы понимаем друг друга без особого труда, поскольку у нас общий язык. Мы печем блины, провожая Масленицу - Морену и рассказываем древние сказки про Бабу - Ягу. Хлеб у нас до сих пор всему голова, а гостеприимство в чести.
Cлайд 5
Мы гадаем на Коляду, а иногда просто подкидываем монету. Мы чтим наших предков и в день памяти оставляем им подношения. Хвори да болезни мы лечим травами, а от упырей - вампиров используем чеснок да осиновый кол. Мы загадываем желание, сидя между тезками и плюем через левое плечо, встретив черную кошку.
Cлайд 6
В наших домах вместе с нами живут домовые, а в реках и озерах купаются русалки.
Cлайд 7
На Купалу мы прыгаем через костры и ищем цветущий папоротник.
Cлайд 8
Рощи и дубравы для нас святы, а из родников мы пьем целебную воду. Мы заговариваем рыбацкие снасти и читаем обереги от сглаза. Удаль молодецкая находит себя в кулачных боях, а в случае беды наши храбрые воины отведут ее от славянской земли. И так будет всегда из века в век, ибо мы есть внуки Даждьбожии.
Cлайд 9
Религиозные представления славян-язычников относились к неодушевлённым и одушевлённым предметам, обожествляли они и силы природы. Наиболее ранними у славян являются культы огня, воды и земли. охранная животворящая сила очищающая охранная сила вода огонь земля
Cлайд 10
Славяне почитали огонь небесный (молния, солнце) и огонь земной (домашний очаг, костер). Небесный огонь соединял в себе два начала – карающее, воплощенное позднее в образе Перуна; и очищающее, несущее свет, тепло, а вместе с ними и жизнь.
Cлайд 11
Огонь земной воплощался в образе домашнего очага – защиты и объединяющего начала семьи. Домашний огонь постоянно поддерживали в печи, сохраняли его ночью в виде горячих углей как символ достатка и благополучия в доме. Он осмыслялся как живое существо, способное защищать, гневаться, наказывать. Образ домашнего огня упоминается в сказках, заговорах, оберегах.
Cлайд 12
Вода являлась той стихией, из которой, по мнению славян, возникла сама земля; на воде, по представлению славян и других народов, она и покоится. Если огонь связывается с культурой, то вода, как и земля, - с жизнью. У славян широко представлен культ колодцев, ключей, озер – вообще всяких водных источников. Воде и огню посвящен праздник Ивана Купалы. Обливание водой в этот день было не только очистительным, но и должно было способствовать возникновению животворящего для земли дождя.
Cлайд 13
Славяне делили мир на три яруса. Верхний ярус — небо, мир богов. Средний ярус — мир людей. Нижний, подземный ярус — мир духов, теней. «Навь» «Явь» «Правь»
Cлайд 14
Древо жизни в белокаменной резьбе, г. Владимир, XII век На средневековых изображениях славяне делили мир на три яруса. Верхний ярус — небо, мир богов. Средний ярус — мир людей. Нижний, подземный ярус — мир духов, теней. Все три яруса объединяло мировое древо, или древо жизни: корнями оно уходило под землю, ствол и дупло в нём — в мире людей, а ветви — в небе.
Cлайд 15
С образом древа связана кириллическая буква «Ж» («живот», «живете» — жизнь). «Правь» «Явь» «Навь» По мнению учёных, у славян мировым древом был дуб.
Язычество притягивает к себе любого человека не только таинственными, непонятными обрядами, не только забытыми, канувшими в века и извлечёнными из недр земли, памятниками культуры, но и запахом древнего леса, бескрайними речными долинами, мужеством древних охотников и первопроходцев. Именно язычество помогало древнему человеку противостоять неизвестной и враждебной стихии, делая мир ближе и понятнее.
Cлайд 19
Особым почтением у славян пользовался медведь – хозяин леса, защитник от зла. С весенним пробуждением медведя древние славяне связывали наступление весны. Славяне считали, что медведь наделен особой мудростью, всеведением, он способен защитить от колдовства, болезней и всевозможных бед. Медвежья лапа считалась очень сильным оберегом от всяческих напастей, поэтому многие славяне хранили такой талисман у себя дома. С течением времени хозяин леса из медведя превратился в косматого лешего с рогами и лапами, но все же напоминающего человека. Лешему, покровителю охоты, оставляли на пне первую добытую дичь. Считалось, что он может вывести из леса заплутавшего путника, но если его рассердить, может, наоборот, завести человека в чащу и погубить.
Cлайд 20
Приведите примеры из сказок, в которых животные наделены необыкновенной силой, или другими качествами. Определите их место обитания (мировое древо).
Cлайд 21
Нарисуйте древо жизни
Cлайд 22
Cлайд 23
Cлайд 24
Cлайд 25
Материалы Интернета: http://paganism.msk.ru/index.htm http://heathen.narod.ru/library/ref.htm http://slawianie.narod.ru/str/vera/jazycz04.html http://ru.wikipedia.org/wiki/ http://www.mythology.ru/quarta.htm
Cлайд 26
Презентация подготовлена для урока МХК в 5 классе учителем ИЗО и МХК Путиловой Еленой Леонидовной моу сош № 25 г. Нижний Тагил