Арка возвышается в непосредственной близости от Колизея и является, пожалуй, самой великолепной из трех сохранившихся до наших дней античных триумфальных арок Рима. Этот величественный монумент установлен на античной дороге «Via Triumphalis», по которой римские императоры входили в город после одержанных в войнах побед, и которая традиционно оканчивалась на Палатинском холме. Весьма подробная надпись на аттике арки сообщает о победе императора Константина Великого над Максенцием у Мильвийского моста и о том, что триумфальная арка была построена сенатом и народом Рима.
Cлайд 5
В эпоху средневековья арка Константина, как и Колизей, была интегрирована в систему городских укреплений. В начале 19-го века монумент был приведен в нынешнее архитектурное состояние. В современном Риме эта арка, как и многие другие античные памятники архитектуры, очень сильно страдает от выхлопных газов автомобилей и мотоциклов.
Cлайд 6
Арка императора Константина трехпролетная. Она находится между Колизеем и Палантином. Высота построенной арки 21 метр, ширина 25,7 метров, глубина 7,4 метра. По своим габаритам сооружение выглядит приземистым. На фоне арочных украшений особенно выделяются восемь коринфских колонн, создающих впечатление, будто вся арка опирается на них.
Cлайд 7
Над боковыми арками расположены пары медальонов 2-метрового диаметра эпохи Адриана. По северной стороне слева направо на них изображаются: охота на вепря, принесение жертвы Аполлону, охота на льва, принесение жертвы Геркулесу, по южной (также слева направо): выезд на охоту, принесение жертвы Сильване, охота на медведя, принесение жертвы Диане. Головы Адриана заменены в сценах охоты на северной стороне на Константина, в сценах жертвоприношений: на Лициния и Констанция Хлора; на южной стороне наоборот. С боковых сторон арки на аналогичных медальонах уже времени Константина изображены божества Солнца (с восточной стороны) и Луны (с западной) на колесницах.
Cлайд 8
Медальоны
Cлайд 9
Монумент выполнен в строгом стиле, в нем присутствует так называемая иерархическая перспектива, которая ясно подчеркивает социальные противопоставления и общественную иерархию в эпоху домината. Независимо от своего места на рельефе император изображен крупнее окружающих его персонажей, придворных и римских солдат, размер фигур которых также подчиняется иерархической градации.
Cлайд 10
Триумфальная арка Константина – это настоящий музей древнеримского искусства под открытым небом. При ближайшем рассмотрении монумента можно проследить стилистическое развитие римского скульптурного искусства на протяжении почти 200 лет. Этот последний античный римский памятник с его великолепными рельефами различных стилей, созданный незадолго до утверждения христианства в качестве государственной религии, имеет для науки и архитектурного искусства неоценимое значение.