Особое значение в системе верований и культов нивхов занимало шаманство
Cлайд 3
С эвенкийского языка "шаман", "саман" означает «возбужденный, исступленный человек»
Cлайд 4
Одежда и принадлежности шамана
Cлайд 5
Cлайд 6
Cлайд 7
Cлайд 8
Шаманские погремушки
Cлайд 9
Нивхский шаман - это этнокультурный вариант мага, колдуна, знахаря и чародея. Могущество шамана определяли его духи. При тяжелых заболеваниях шаман прибегал к камланию - особому роду магических действий, в результате которых происходило общение шамана со своими духами. Во время камлания все присутствующие на нем являются свидетелями совершаемых шаманом во имя спасения души больного героических и, в некотором смысле, небезопасных для жизни знахаря поступков в борьбе с многочисленными злыми духами.
Cлайд 10
Для мировоззрения шаманизма характерно представление о том, что Вселенная состоит из трех миров: Верхнего, где обитают только духи, Среднего, где наряду с духами живут люди, животные, растения, а также Нижнего, куда уходят души умерших
Cлайд 11
Каждый шаман имеет духов-помощников и духов-покровителей, к которым он обращается во время камлания. Духи-помощники выступают в образе преимущественно диких зверей, рыб и птиц, а духи-покровители, как правило, духи умерших предков шамана.
Cлайд 12
Большинство шаманов используют во время камлания бубен, который после особого обряда оживления считается ездовым животным - конем или оленем. На нем шаман совершает путешествие в Верхний мир, погоняя "животное" колотушкой, которая осмысляется как плеть.
Cлайд 13
Cлайд 14
Символы шаманского бубна
Cлайд 15
При бубне имелась колотушка. Колотушки менее разнообразны по форме, чем бубны. Обычно они представляли собой деревянную или костяную лопаточку разной ширины, иногда употребляли естественную развилку ветки