Методика организации тестового контроля знаний учащихся на уроках информатики
Cлайд 2
Последовательные шаги построение тестов: формализация экспертной целевой модели знаний; нисходящее проектирование тестового пространства; формирование и наполнение тестовых заданий; формирование полного теста; тестовый эксперимент; выбор эффективного теста; анализ, корректировка и доводка теста до вида эксплуатации.
Cлайд 3
Типы тестовых заданий по блоку "знания": альтернативные вопросы (требуют ответа "да/нет"); вопросы с выбором (ответ выбирается из готового набора вариантов); информативные вопросы на знание фактов (где, когда, сколько); вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов; вопросы, ответы на которые можно распознать каким-либо методом однозначно.
Cлайд 4
Типы тестовых заданий по блоку "навыки" задания на стандартные алгоритмы (альтернативные "да/нет", выбор из набора вариантов); выполнение определенных действий.
Cлайд 5
Типы тестовых заданий по блоку "умения": задания на нестандартные алгоритмы (альтернативные "да/нет", выбор из набора вариантов); выполнение определенных действий.
Cлайд 6
Тесты позволяют: эффективно использовать время урока, так как проводятся в начале (конце) урока и требуют всего 5-7 минут учебного времени; качественно оценить знания Учащихся; освободить преподавателя от трудоемкой проверки письменных работ; повысить заинтересованность учащихся в получении новых знаний, умений и навыков; в кратчайший срок проверить знания и умения больших групп учащихся (оперативность получения обратной связи); выявить проблемы при изложении и усвоении учебного материала; применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми, повышение мотивационной стороны обучения, использовать дифференцированный подход в обучении (ориентация на различия в индивидуальной подготовке), большинство тестов наглядные (срабатывает зрительная память учащихся), возможность преодоления субъективизма выставления оценок (используется заранее продуманная система оценивания результатов).
Cлайд 7
Прогностическая ценность теста означает, что тест должен быть таким, чтобы результаты обследования могли быть использованы в последующей деятельности, например, при повторении плохо усвоенного материала.
Cлайд 8
При составлении тестов должны учитываться также следующие требования: строгое соответствие источникам информации, которыми пользуются учащиеся; простота – каждое задание должно заключаться в требовании от испытуемого ответа только на один вопрос; однозначность – формулировка задания должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испытуемым задачу, причем язык и термины, обозначения, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть безусловно и однозначно понятными учащимся.
Cлайд 9
При выборе критериев оценки тестов также учитываются мыслительные навыки, которые должны быть получены учащимися в процессе обучения: информационные навыки (узнает, вспоминает), понимание (объясняет, показывает), применение (демонстрирует), анализ (обдумывает, обсуждает), синтез (комбинирует, моделирует), сравнительная оценка (сравнивает по параметрам).
Cлайд 10
1 уровень Для проверки качества усвоения материала на первом уровне (уровне знакомств) должны использоваться тесты, требующие выполнения действий направленных на узнавание. Это – распознавание, различение, классификация объектов, явлений и понятий. Тесты первого уровня – это тесты на опознание (“да” - “нет”) и тесты на различение (избирательные и выборочные).
Cлайд 11
2 уровень Тесты второго уровня требуют от учащихся выполнение действий по воспроизведению по памяти информации об объекте изучения. Например: дополните текст …; (испытуемый должен дать полную формулировку) напишите формулу …; (необходимо написать лишь нужную формулу) нарисуйте схему …. (восстановить по памяти расположение элементов) Можно выделить два типа тестов второго уровня: тесты на дополнения или подстановку, тесты на понимание и воспроизведение.
Cлайд 12
3 уровень Тесты третьего уровня требуют от испытуемого умения применять усвоенную информацию в практической деятельности для решения типовых и некоторых нетиповых заданий. При этом всегда имеет место продуктивная деятельность учащегося в результате которой приобретенные знания проверяются на уровне умений. Такими тестами являются задачи, требующие готового способа решения, без его существенного преобразования. Воспроизведение и использование знаний происходит в том виде, в котором они были усвоены в процессе обучения.
Cлайд 13
4 уровень Тесты четвертого уровня требуют таких знаний и умений, которые позволяют принимать решения в новых проблемных ситуациях. К этому уровню относятся задания, для выполнения которых испытуемый должен ориентироваться в сложной, незнакомой ему ситуации.