Учитель информатики МБОУ СОШ № 9 г.Усть-Илимска Добрынина Светлана Геннадьевна ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ
Cлайд 2
Что такое понятие Встреча с любым объектом оставляет в памяти человека его образ и формирует понятие о нём Реальный мир (мир объектов) Виртуальный мир (мир понятий)
Cлайд 3
Понятиями пользуемся, когда думаем Понятие отражает совокупность существенных признаков объекта или нескольких объектов. Пример: Звуковая информация Двоичное кодирование Персональный компьютер
Cлайд 4
Отгадайте загадки Моря есть - плавать нельзя, дороги есть – ездить нельзя, земля есть – пахать нельзя. На что не взглянет этот глаз – всё на картинки передаст. Без языка живёт, не ест и не пьёт, а говорит и поёт. Понятие – это форма мышления, в которой отражается совокупность существенных признаков отдельных объектов или класса однородных объектов.
Cлайд 5
По данным таблицы сформулируйте, что мы называем содержанием, что объемом понятия Понятие Содержание понятия Объем понятия Носитель информации Материальный объект Содержит данные Служит для хранения и передачи информации Бумага Камень Береста Папирус Диск Транспорт Средствопередвижения Имеет двигатель Перевозит людей Автобус Машина Троллейбус Трамвай
Cлайд 6
По содержанию определите понятие: Устройства, переводящие информацию из формы понятной человеку в форму, понятную компьютеру. Основное устройство компьютера, предназначенное для вывода информации Понятие характеризуется Содержанием (все существенные признаки объекта или класса объектов) Объёмом (множество объектов, отвечающих данным признакам)
Cлайд 7
Понятия выделяют Единичные (характеризуют конкретный объект) Общие (характеризуют множество однородных объектов) Распределите понятия: Город, столица России, машина, А.С. Пушкин, дикие животные, Агния Барто, поэт,
Cлайд 8
Понятия выражаются словами Синонимы Омонимы Одно понятие – различные слова Различные понятия – одинаковые слова лист ключ Множество Масса Уйма Бездна Тьма Пропасть
Cлайд 9
Формирование понятий Анализ – мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта. Синтез – мысленное соединение в единое целое частей объекта или его признаков, полученных в процессе анализа.
Cлайд 10
Формирование понятий Сравнение – мысленное установление сходства или различия объектов по существенным или несущественным признакам.
Cлайд 11
Формирование понятий Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других. Чаще всего выделяем существенные признаки и отвлекаемся от несущественных.
Cлайд 12
Формирование понятий Обобщение – мысленное объединение однородных объектов. Совокупность объектов, выделенных по какому-либо признаку, называют классом.
Cлайд 13
Систематизация знаний Сформулируйте определение понятия Что мы относим к содержанию понятия? Что мы относим к объему понятия? Перечислите какие формы формирования понятий существуют
Cлайд 14
Список литературы Босова Л. Информатика 6 класс Методика преподавания информатики http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/08/29/ponyatieobrabotannaya.ppt http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98658426 http://festival.1september.ru/articles/640362/ file:///C:/Users/admin/Downloads/ponyatieobrabotannaya%20(1).ppt