Расчеты по химическим уравнениям Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
Cлайд 2
Цели урока: познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям: находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ, продолжить формирование умения составлять уравнения химических реакций. Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
Cлайд 3
Какое явление не является признаком химических превращений: а) появление осадка; б) выделение газа; в) изменение объема; г) появление запаха. Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
Алгоритм решения расчетных задач с использованием уравнений химических реакций. 1. Внимательно прочитайте текст задачи 2. Составьте уравнения химической реакции 3. Выпишите данные из условия задачи с соответствующими единицами измерения (вместе с неизвестными величинами) в уравнение над формулами 4. Под формулами веществ запишите соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакции. 5. Составляете пропорциональную зависимость и решаете ее 6. Записываете ответ задачи Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
Cлайд 6
Задача 1. Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения порции воды массой 9 г. Дано: m(Н20) = 9г m(О2) = ? г Решение: n= = 0,5 моль М(Н2О) = 18 г/моль М(О2) = 32 г/моль Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
Cлайд 7
Над формулой в уравнении реакции запишем найденное значение количества вещества, а под формулами веществ — стехиометрические соотношения, отображаемые химическим уравнением 2Н2О = 2Н2 + О2 0,5моль Х моль 2моль 1моль Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составляем пропорцию 0,5моль х моль 2 моль 1 моль = откуда х = 0,25 моль Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
Cлайд 8
Следовательно, n(O2)=0,25 моль Найдем массу вещества, которую требуется вычислить m(O2)= n(O2)*M(O2) m(O2) = 0,25 моль • 32 г/моль = 8 г Запишем ответ Ответ: m(О2) = 8 г Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
Cлайд 9
Задача 2 Вычисление объема вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося в результате разложения порции воды массой 9 г. Дано: m(Н2О)=9г V(02 )=?л(н.у.) М(Н2О)=18 г/моль Vm=22,4л/моль Решение: Найдем количество вещества, масса которого дана в условии задачи n= = 0,5 моль Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
Cлайд 10
Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты 2Н2О = 2Н2 + О2 Над формулой в уравнении реакции запишем найденное значение количества вещества, а под формулами веществ — стехиометрические соотношения, отображаемые химическим уравнением 2Н2О = 2Н2 + О2 0,5моль Х моль 2моль 1моль Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
Cлайд 11
Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию 0,5моль х моль 2 моль 1 моль Следовательно, n(O2)=0,25 моль Найдем объем вещества, который требуется вычислить V(02)=n(02)•Vm V(O2)=0,25моль•22,4л/моль=5,6л (н. у.) Ответ: 5,6 л Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
Cлайд 12
Задачи для самостоятельного решения При восстановлении углем оксидов Fe2O3 и SnO2 получили по 20 г Fe и Sn. Сколько граммов каждого оксида было взято? 2.В каком случае образуется больше воды: а) при восстановлении водородом 10 г оксида меди (I) (Cu2O) или б) при восстановлении водородом 10 г оксида меди(II) (CuO)? Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
Решение задачи 2 Дано: Решение: m(Cu2O)=10г m (CuO)=10г 1. Cu2O + H2 = 2Cu + H2O m (H2O) 2. n(Cu2O) = m/ M(Cu2O) n(Cu2O) = 10г/ 144г/моль = 0,07 моль 0,07моль хмоль 3. Cu2O + H2 = 2Cu + H2O M(Cu2O) = 144г/моль 1моль 1моль M(CuO) = 80 г/моль 4. 0,07моль хмоль 1моль 1моль х моль = 0,07моль, n(H2O)=0,07 моль m (H2O) = n * M(H2O); m(H2O) = 0,07моль*18г/моль=1,26г = Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
Cлайд 15
CuO + H2 = Cu + H2O n(CuO) = m/ M(CuO) n(CuO) = 10г/ 80г/моль = 0,125 моль 0,125моль хмоль CuO + H2 = Cu + H2O 1моль 1моль 0,125моль хмоль 1моль 1моль х моль = 0,125моль, n(H2O)=0,125 моль m (H2O) = n * M(H2O); m(H2O) = 0,125моль*18г/моль=2,25г = Ответ:2,25г Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
Cлайд 16
Домашнее задание изучить материал учебника с. 45-47, решить задачу Какую массу оксида кальция и какой объём углекислого газа (н.у.) можно получить при разложении карбоната кальция массой 250г? CaCO3 = CaO + CO2 Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат
Cлайд 17
Литература 1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г. 2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г. 3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса хииии. 8 - 9 классы.ВАКО, Москва,2006г. 4. Горковенко М.Ю.Поурочные разработки по химии. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8 класс.ВАКО, Москва, 2004г. 5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003. 6.Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000 Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат