Окружность и круг методическая разработка Выполнила учитель математики МОУ «Лицей-интернат им. Г.С.Лебедева г.Чебоксары» Селянкина Евгения Владиславовна
Cлайд 2
Содержание Введение Основные понятия, связанные с окружностью и кругом Основные теоремы и свойства, связанные с окружностью и кругом Основные формулы, связанные с окружностью и кругом Примеры решения задач на тему «Окружность и круг» Примерный тест для подготовки к ЕГЭ Урок на тему «Площадь круга и его частей» Заключение Литература
Cлайд 3
Цель Систематизация, обобщение и сжатое изложение темы «Окружность и круг», которая в школьных учебниках дается в течение трех лет; рассмотрение некоторых видов задач по данной теме.
Cлайд 4
Задачи Ввести понятия, связанные с окружностью и кругом Рассмотреть основные теоремы и свойства по данной теме Сгруппировать все данные в удобной для использования и компактной форме Показать решение некоторых видов задач по данной теме Разработать тест для подготовки к ЕГЭ Подготовить план урока на тему «Площадь круга и его частей»
Cлайд 5
Тест для подготовки к ЕГЭ 1. Вершины треугольника ABC лежат на окружности с центром O, угол BAC равен 80º, дуга AC равна 110º. Найдите величину угла BOA. 1) 90º 2) 45º 3)85º 4) 170º 2. Из круга диаметром 10 см вырезан сектор с дугой 36º. Найдите площадь оставшейся части круга. 1) 2,5π 2)22,5π 3) 90π 4) 10π 3. Найдите длину окружности, в которую вписан квадрат с площадью 4. 4. В прямоугольный треугольник вписана окружность. Точка касания делит гипотенузу на отрезки 2 и 3. Найдите радиус окружности. 1) 0,5 2) 1 3)2 4) 3 5. В окружность с центром O и радиусом 3 вписан квадрат ABCD. Найдите площадь треугольника AMD, где M- середина OD. 1) 2,25 2) 2,5 3) 2,75 4) 3 6. Найдите радиус окружности, вписанной в прямоугольный треугольник, если радиус окружности, описанной около него, 2,5 , а площадь треугольника 6. 7. Хорды AB и CD окружности пересекаются в точке P. Отрезок AP на 3 см больше BP, CD=7см, CP=2см. Найдите длину отрезка AP. 8. Три окружности, радиусы которых 6 см, 2 см и 4 см, касаются друг друга внешним образом. Найдите радиус окружности, проходящей через центры данных окружностей.
Cлайд 6
Урок на тему «Площадь круга и его частей». 9 класс Цели урока: Ввести понятия круга, кругового сектора и кругового сегмента, учить распознавать и изображать эти фигуры, вывести формулы для нахождения площади этих фигур. Оборудование: доска, мел, чертежные инструменты, карточки с дополнительными задачами. План урока: Вступительное слово учителя, объявление темы и цели урока. Актуализация опорных знаний. Изучение нового материала Закрепление изученного материала Подведение итогов урока
Cлайд 7
Дополнительные задачи №1 Определить площадь сегмента, если его периметр равен p , а дуга равна 120 градусов.
Cлайд 8
Дополнительные задачи №2. На отрезке AB и на каждой его половине построены как на диаметрах полукруги (по одну сторону от AB). Считая радиус большого полукруга равным R, найти сумму площадей криволинейных треугольников, образовавшихся при построении круга, касательного к трем данным полукругам.
Cлайд 9
Дополнительные задачи №3. Две окружности радиуса R пересекаются так, что каждая из них проходит через центр другой. Две другие окружности того же радиуса имеют центры в точках пересечения первых двух окружностей. Найти площадь, общую всем четырем кругам.
Cлайд 10
Заключение В практике преподавания математики в средней школе понятие окружности и круга возникает неоднократно. В 7 классе дети знакомятся с понятием окружности, ее элементами, учатся выполнять построения с помощью окружностей. В 8 классе даются понятия касательной, хорды, их свойства в окружности, центральные и вписанные углы, вписанные и описанные окружности и т.д. В 9 классе изучается длина окружности, площадь круга, круговые сегменты и секторы и др. Но на этом изучение этих фигур не заканчивается. В 11 классе прослеживается тесная взаимосвязь окружности и круга с пространственными фигурами. Кроме того, геометрические задачи на окружность и круг не редко присутствуют в заданиях ЕГЭ. Данный материал может служить пособием для подготовки к сдаче ЕГЭ, т.к. материал изложен достаточно кратко и четко и его изучение (повторение) не займет много времени. Таким образом, поставленные и решенные задачи в данной методической разработке имеют большое значение при составлени промежуточного контроля и при подготовке к ЕГЭ.