Цели урока ознакомить учащихся с понятиями смежных и вертикальных углов, рассмотреть их свойства; научить строить угол, смежный с данным углом, изображать вертикальные углы, находить на рисунке вертикальные и смежные углы.
Cлайд 3
Проверка домашнего задания 52 Луч OV – биссектриса ZOY, тогда ZOV= VOY. Луч OU – биссектриса ХOY, тогда ХOU= UOY. ZOX= ZOV+ VOY+ YOU+ UOX=2 VOY+2 YOU=2( VOY+ YOU)=2 VOU. Т. к. VOU=80 , то ZOX=160 . Ответ: ZOX=160 . Самостоятельная тестовая работа Условие
Cлайд 4
Изучение нового материала Два угла ,у которых одна сторона общая, а две другие являются продолжениями одна другой, называются смежными. АОС и СОВ – смежные, так как луч ОС – общая сторона, а лучи ОВ и ОА образуют одну прямую.
Cлайд 5
Изучение нового материала О Сколько углов изображено на рисунке? 3 угла Какие это углы? АОС и СОВ – смежные, АОВ - развернутый Существует ли какая-нибудь взаимосвязь между этими углами? Да, АОС+ СОВ= АОВ Как записать это равенство по-другому? Почему? АОС+ СОВ=180 , т.к. АОВ – развернутый и его градусная мера равна 180 . Для всякой ли пара смежных углов выполняется это равенство? Да Данные равенства – математическая запись свойства смежных углов. Сформулируйте свойство смежных углов. Сумма смежных углов равна 180 .
Cлайд 6
Изучение нового материала Начертите неразвернутый угол МОК. Проведите лучи ОС и ОD, являющиеся продолжениями сторон угла МОК. Сколько неразвернутых углов получилось? Четыре - МОК, МОС, СОD, KOD. Назовите углы, которые не являются смежными. МОК и СОD, МОС и KOD. Запишите в тетради: МОК и СОD – вертикальные углы; МОС и KOD – вертикальные углы.
Cлайд 7
Изучение нового материала Попробуйте сформулировать свойство вертикальных углов и доказать его, т.е.найдите взаимосвязь между вертикальными углами. Вертикальные углы равны. Доказательство. МОК+ МОС=180 , МОК=180 - МОС, СOD+ МОС=180 , СОD=180 - МОС. Получили: МОК=180 - МОС и СОD=180 - МОС, значит, МОК= СОD, а это вертикальные углы. Итак, вертикальные углы равны.
Cлайд 8
Закрепление Устно: 59, 60, 63 Письменно: 62, 65(а) Самостоятельно: 58, 61(а, в, г), 64(а) 58 а) 180 -111 =69 ; 180 -90 =90 ; 180 -15 =65 ; 61(а, в, г) а) Т.к. hk меньше kl на 40 , то kl = hk +40 . Т.к. hk и kl - смежные, то hk + kl = 180 . hk + hk+40 = 180 ; 2 hk = 140 ; hk = 70 ; kl = 70 +40 =110 ; Ответ: hk = 70 ; kl = 110 .
Cлайд 9
Закрепление Самостоятельно: 58, 61(а, в, г), 64(а) 61(а, в, г) в) Т.к. hk больше kl на 47 18’, то hk = kl +47 18’. Т.к. hk и kl - смежные, то hk + kl = 180 . kl + kl+47 18’ = 180 ; 2 kl = 132 42’; kl = 66 21’; hk = 66 21’+47 18’=113 39’; Ответ: hk = 113 39’; kl = 66 21’. г) Т. к. hk = 3 kl и hk и kl - смежные, значит, hk + kl = 180 , тогда 3 kl + kl = 180 , kl =45 ; hk =45 ·3=135 . Ответ: hk =135 , kl =45 .
Cлайд 10
Закрепление Самостоятельно: 58, 61(а, в, г), 64(а) 64(а) в) Т.к. 2=117 , то 4 = 117 , т. к. 4 и 2 - вертикальные. Т.к. 1 и 2 – смежные, то 1 = 180 -117 = 63 ; 3 = 63 , т. к. 1 и 3 - вертикальные Ответ: 1 = 63 ; 3 = 63 , 4=117 . § 6 п. 11, вопросы 17,18 № 61(б, д), 64(б), 65(б)