Тема «Ресурсы Мирового океана и возможности их использования» Интегрированный урок географии, экологии, биологии в 10 классе. МОУ СОШ №1 р.п. Лысые Горы Саратовской области. Дьякова Н.В.- учитель географии Жаркова В.П.- учитель биологии, экологии.
Cлайд 2
Очень скоро с океаном, возможно, будет связана проблема самого существования человечества. Жак-Ив Кусто
Cлайд 3
Ресурсы Мирового океана и возможности их использования
Cлайд 4
Цели и задачи урока: Цель : дать оценку природных ресурсов Мирового океана, подвести к пониманию проблемы зависимости человечества в будущем от океана Задачи: Учебная: развивать умение работать с картами, статистическими материалами, составлять систематизированную таблицу урока, готовить доклады по теме, отбирать информацию. Развивающая: развивать мотивацию и интерес к учению, память, внимание; коммуникативные умения и навыки. Воспитательная: формировать понимание взаимозависимости человека и природы, необходимости бережного, рационального отношения к природным ресурсам; воспитывать речевую культуру учащихся. Продолжить формирование умения у учащихся грамотного выступления, правильного использования отведенного регламентом времени.
Cлайд 5
Мировой океан питаемый энергией Солнца, представляет собой колыбель и источник жизни, гигантский теплообменник, определяющий климат планеты, кладовую питательных веществ, минеральных и энергетических ресурсов. Океан — обширная природная экосистема Земли ( S=70,8% поверхности планеты). Жизненная среда океана непрерывна, в нем отсутствуют границы, препятствующие расселению организмов.
Cлайд 6
Мировой океан По мере того как ресурсы планеты все с большим трудом удовлетворяют потребности растущего населения, океан приобретает особое значение как источник пищи, энергии, воды и минерального сырья
Cлайд 7
Ресурсы Мирового океана Ресурсы Мирового океана Морская Минеральные Энергетические ресурсы дна вода нефть Fe Энергия приливов газ Mg алмазы Энергия волн Zr Ti Энергия течений фосфориты Энергия температурного Au градиента рекреационные вода Растворенные вещества Mn Br NaCl J Биологические рыбные Морские животные Растительные ресурсы
Cлайд 8
Морская вода – источник химических элементов. Морская вода – это своеобразная «живая руда», содержащая около 80 химических элементов(соли, магний, бром, йод, золото, серебро, медь. Запасы морской воды поистине колоссальны и составляют 1 370 млн. км3, или 96,5% всего объема гидросферы. Еще древние египтяне и китайцы научились добывать из нее соль, которую и теперь добывают в больших количествах. В каждом км3 морской воды содержится 37 млн. т растворенных веществ, в том числе 20 млн. т солей хлора и натрия, 9,5 млн. т магния, 6 млн. т серы, много йода, брома, урана, алюминия, меди, тория, калия.
Cлайд 9
Минеральные ресурсы Почти все полезные ископаемые, которые находят на суше, присутствуют и в морской воде. А богатства эти огромны: нефть и газ, золото и алмазы, никель, марганец, кобальт, олово - вот неполный перечень полезных ископаемых, запасы которых стремительно истощаются на суше и почти не тронуты на дне морей и океанов. Например, марганца в море в 50 раз больше, чем на суше, кобальта - в 520 раз, никеля - в 90 раз.
Cлайд 10
Недавно океанологи обнаружили, что во многих местах дно океана буквально покрыто россыпью железомарганцевых конкреций с высоким содержанием марганца, никеля и кобальта. Самые большие площади конкреции занимают на дне Тихого океана. Найденные на мелководье фосфоритные конкреции могут использоваться в качестве сырья для производства удобрений. В морской воде присутствуют также такие ценные металлы, как титан, серебро и золото. Общие размеры растворенных в Мировом океане минеральных веществ составляют 4,8 · 1016 т. Только золота растворено в нем 8-10 млн. т, или примерно по 1,5 кг на каждого жителя планеты.
Cлайд 11
На шельфе уже сейчас разрабатывается ряд крупных месторождений нефти, например, у берегов Техаса, в Северном море, Персидском заливе и у берегов Китая. Ведется разведка месторождений у берегов Западной Африки, у восточного побережья США и Мексики, у берегов арктической Канады и Аляски, Венесуэлы и Бразилии. Сегодня интенсивная разработка месторождений алмазов ведется у берегов Юго-Западной Африки; магнетитовый железняк разрабатывается у берегов Японии, Австралии и Индонезии; у побережья Малайзии, Таиланда и Индонезии - олово.
Cлайд 12
Энергетические ресурсы Ежегодно на шельфах Мирового океана добывается около 700 млн. тонн нефти и 300 млрд. м3 газа, что составляет 25% общей добычи нефти и газа в соответствующих странах.
Cлайд 13
Энергетические ресурсы. Энергетические ресурсы Океана заключаются в суточных приливно-отливных движениях, в энергии морских волн и температурного градиента. Потенциал их огромен. Суммарная мощность приливов на нашей планете оценивается учеными от 1 до 6 млрд. кВт, причем даже первая из этих цифр намного превышает энергию всех рек земного шара. Самыми большими ресурсами приливной энергии обладают Россия, Франция, Канада, Великобритания, Аргентина, США. Энергия термического градиента. Почти три четверти солнечной энергии, поступающей на Землю, приходится на океаны, поэтому океан является идеальным гигантским накопителем тепла. Получение энергии, основанное на использовании разности температур поверхностных и глубинных слоев океана, могло бы проводиться на крупных плавучих электростанциях. В настоящее время разработка таких систем находится в экспериментальной стадии.
Cлайд 14
Биологические ресурсы В океане обитают более 160 тыс. видов животных и более 20 тыс. видов растений. Среди растений преобладают водоросли: диатомовые, зеленые, красные, бурые, сине-зеленые . Несмотря на такое разнообразие жизни в океане, его органический мир в водной толще (по горизонтали и вертикали) распределяется неравномерно.
Cлайд 15
Биологические ресурсы Морские организмы подразделяются на ряд экологических групп: планктон, бентос и нектон. Новейшие исследования с использованием спутниковой информации показали, что глобальная первичная продукция океана составляет около 100 млрд. тонн в год, причем около 40% ее создается в высокопродуктивных районах умеренных широт. Запасы бентоса (водоросли, губки, моллюски, ракообразные и др.) составляют не менее 10—12 млрд. тонн, из них около 90% приходится на шельф и континентальный склон.
Cлайд 16
Водоросли Морские водоросли — древние растения. В океане можно встретить и одноклеточные и многоклеточные водоросли различного строения. Даже по окраске морские водоросли неодинаковы, так как одни содержат только хлорофилл, другие ещё ряд дополнительных пигментов, окрашивающие их в различные цвета.
Cлайд 17
Бентос- донные обитатели Лангусты и омары — вкуснейшие морепродукты, по содержанию белка и микроэлементов не уступающие другим беспозвоночным, их добыча резко возросла в последнее время
Cлайд 18
Мировой улов рыбы составляет более 90 млн тонн в год Объектами морского промысла являются: анчоусы, навага, сельдь, сардины, тунцы, морской окунь, мойва, скумбрия, килька, палтус, хек, морской язык, минтай, лосось, горбуша, камбала, хамса, пикша, треска и другие
Cлайд 19
В Мировом океане, как и на суше, есть продуктивные области-акватории. По этому признаку они подразделяются на высокопродуктивные, среднепродуктивные и малопродуктивные. К числу самых продуктивных акваторий Мирового океана, которые Вернадский назвал сгущениями жизни, относятся расположенные в более северных широтах Норвежское, Северное, Баренцево, Охотское, Японское моря, а также открытые северные части Атлантического и Тихого океан
Cлайд 20
Кит в океане
Cлайд 21
Марикультура Человек, используя биоресурсы океана, вероятно, подошел к критической черте. Если даже увеличить добычу новых промысловых видов , усилить эксплуатацию недоиспользованных запасов некоторых видов рыб, все эти действия, однако, не СМОГУТ полностью решить проблему рационального использования и охраны биологических ресурсов океана. Наиболее перспективное направление не только сохранения, но и приумножения океанических биоресурсов представляет собой марикультура - искусственное выращивание и разведение морских промысловых организмов в морях, лагунах, лиманах.
Cлайд 22
Марикультура искусственное разведение и выращивание морских промысловых организмов: моллюсков, ракообразных, водорослей, рыб в морях, лагунах, лиманах, речных эстуариях Хозяйство по выращиванию марикультуры в Корее
Cлайд 23
Выращивание мидий Вид сетей над водой.
Cлайд 24
Выращивание мидий Вид в толще воды
Cлайд 25
Выращивание крабов и морских гребешков на Дальнем Востоке России Камчатский краб Сетка с гребешками
Cлайд 26
Искусственное разведение лосося
Cлайд 27
Морепродукты на столе Таким образом, человек выращивает на «подводных фермах» многие промысловые виды моллюсков, водорослей, беспозвоночных. Все это способствует рациональному использованию и охране биологических ресурсов океана.
Cлайд 28
Человечество обязано сохранить уникальную экосистему океана — источника жизни и благополучия современной цивилизации на нашей планете. И никогда не забывать слова знаменитого океанолога Жак-Ив Кусто: «Очень скоро с океаном, возможно, будет связана проблема самого существования человечества»
Cлайд 29
1. Что нового вы узнали на этом уроке? 2. Где может пригодится информация, полученная на уроке? 3. Согласны ли вы с мнением, высказанным Жак-Ив Кусто? . Какие виды минеральных ресурсов люди научились добывать с океанического дна? Где расположены основные месторождения? -6. Какие акватории Мирового океана являются самыми биологически продуктивными? - 7. Где в России максимальные возможности для использования приливной энергии?
Cлайд 30
Домашнее задание: Использование рекреационных ресурсов Мирового океана. (сообщение, презентация, проект на выбор).