Тема урока: Народы Восточной Сибири Урок географии, 9 класс.
Cлайд 2
Цырендылыкова Зоя Пурбаевна, учитель географии высшей квалификационной категории МБОУ «Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 3»
Cлайд 3
Цель урока: Сформировать знания о народах Восточной Сибири Методы: по источнику знаний: словесные, наглядные, практические. По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, самостоятельная работа учащихся По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный. Методы контроля: письменный контроль, устный контроль. Принципы: наглядности, систематичности и доступности, связь теории с жизнью. Тип урока: круглый стол (изучение нового материала) Форма урока: урочная, групповая Опережающее задание: учащиеся заранее были разделены на группы. Задание: используя различные источники информации составить характеристику народа.
Cлайд 4
План урока Организация учащихся к занятию; Актуализация знаний; Изучение нового материала; Закрепление и обобщение; Задание на дом;
Cлайд 5
Актуализация знаний – краткий опрос учащихся по важнейшим вопросам пройденной темы с целью установления связи нового материала с ранее изученным. А) Какие субъекты РФ входят в состав Восточной Сибири? Б) Где проходит главная полоса расселения населения по территории России и почему она сформировалась именно так? В) Сформулируйте определение к понятию «титульный» народ.
Cлайд 6
Историко-этнографическая карта Сибири
Cлайд 7
Алтайцы Русские Якуты Буряты Соёты эвенки Славянская группа Тюркская группа Монгольская группа долганы ненцы Тувинцы Хакасы
Cлайд 8
История Восточной Сибири - это прежде всего история народов История Восточной Сибири - это прежде всего история народов. Русские первопроходцы, осваивая Сибирь, строили здесь в первую очередь крепости-остроги. Переселенцы из Европейской России положили начало развитию городов. Однако до середины XIX в. сибирские города, за немногим исключением, влачили жалкое существование. Местное население городов пополнялось преимущественно только ссыльными
Cлайд 9
Русские
Cлайд 10
Русские старожилы Восточной Сибири в начале XX в. составляли три основные группы: крестьяне, казаки и ссыльные. Поселения крестьян-сибиряков резко отличались от деревень в Европейской России. Сибирская деревня поражала своей зажиточностью: избы большие, часто двухэтажные, непременно с тесовыми крышами, с резными украшениями и раскрашенными ставнями. Каждый крестьянский дом разделялся на две половины — белую и черную. Многие старожилы имели заимки на пахотных землях (временные постройки, приспособленные только для летнего жилья во время полевых работ). Некоторые сибиряки жили на заимках круглый год.
Cлайд 11
Одевались сибирские крестьяне с претензией на франтовство: лаптей не носили, мужчины щеголяли в пиджаках, а женщины — в ситцевых и шерстяных платьях. Русских костюмов здесь не любили, не носили сарафанов, так же как и одежду, сшитую из домашнего полотна. Зимой поверх полушубков мужчины надевали шубу мехом наружу, шапки из оленьего меха, а по праздникам — и бобровые. Женщины носили беличьи шубки с широкими воротниками, отороченные беличьими хвостиками.
Cлайд 12
Одежда Одежда семейских северорусская (прямой сарафан в шесть полос, кичка) с элементами польского, белорусского и украинского костюма. Южновеликорусские черты костюма: бисерные украшения, девичий косник, налобная бисерная повязка, бусы, яркие ткани. Некоторые детали костюма были заимствованы уже в Сибири у старожилов
Cлайд 13
Семейские — старообрядцы Забайкалья, этнографическая группа русских Переселённые старообрядцы получили от местных русских жителей название семейские. Семейские расселились крупными группами на территории нынешних Бичурского, Мухоршибирского, Тарбагатайского и частично Хоринского, Заиграевского, Селенгинского, Кижингинского районов республики Бурятия, а также в Красночикойском районе Забайкальского края.
Cлайд 14
Cлайд 15
Алта йцы — тюркоязычный народ. Проживают главным образом в Республике Алтай РФ.
Cлайд 16
Алтайцы - коренной народ, населяющий горы и предгорья географического Алтая. У алтайцев существовала войлочно-решетчатая юрта и жилище, напоминающее чум, крытое полосами бересты или лиственничной коры — аланчик. Тип жилища зависел от конкретных природных условий, в которых обитала группа, степени её оседлости, экономического положения семьи
Cлайд 17
Традиционное жилище алтайцев - аил Традиционное жилище алтайцев - аил. Это шестиугольная постройка (у алтайцев 6 считается символическим числом) из деревянных брусьев с остроконечной крышей, покрытой корой, вверху которой оставлено отверстие для дыма. Современные алтайцы используют аил в качестве летней кухни, предпочитая жить в большей по размерам избе.
Cлайд 18
В отличие от большинства религий, созданных тем или иным основателем, шаманизм алтае-саянских народов является религией. Алтайцы верили, что все виды благополучия находятся во власти духов и божеств, контакт с которыми осуществляют шаманы.
Cлайд 19
В одежде алтайцев для мужского и женского комплекса одежды были характерны длинная рубаха с широкими рукавами и открытым воротом и широкие штаны, которые обычно шили из покупной ткани, иногда из кожи. Сверху надевалась свободная овчинная шуба до пят (мехом внутрь) с большим запахом на правую отсрочу — тон. Шуба подпоясывалась широким куском ткани. Обувью служили высокие мягкие сапоги без каблуков. На голове носили мягкую цилиндрическую или округлую шапку из цветной ткани, подбитую мехом чёрного барашка, с меховым околышем.
Cлайд 20
Буряты — народ в Российской Федерации, Монголии и Китае Численность оценивается в 620 тыс. чел., в том числе: В Российской Федерации — 461389 чел. (перепись 2010) В северной Монголии — 80 тыс. (по данным 1998 года) На северо-востоке Китая — 41 тыс.
Cлайд 21
Буряты подразделяются на ряд субэтносов — булагаты, эхириты, хоринцы, хонгодоры, сартулы, цонголы, табангуты, хамниганы и др.). Буряты — коренное население края. Видимо, продвигаясь с юга, буряты оттеснили якутов и эвенков на север.
Cлайд 22
Традиционное жилище бурят — юрта Юрты как войлочные, так и в виде сруба из бруса или брёвен. Деревянные юрты 6-ти или 8-ми угольные. Юрты без окон. В крыше большое отверстие для выхода дыма и освещения. Крыша устанавливалась на четыре столба — тэнги. Иногда устраивался потолок. Дверь в юрту ориентирована на юг. Юрта делилась на мужскую и женскую половину. В центре жилища располагался очаг. Вдоль стен стояли лавки. С правой стороны от входа в юрту полки с хозяйственной утварью. С левой стороны — сундуки, стол для гостей. На одной стене — полка с бурханами или онгонами Перед юртой устраивали коновязь в виде столба с орнаментом. В XIX веке богатые буряты начали строить для жилья избы.
Cлайд 23
Для бурят, как и для других монголоязычных народов, традиционен комплекс верований, обозначаемый термином шаманизм или тенгрианство, на бурятском языке он носил название «хара шажан» (чёрная вера). С конца XVI века более широкое распространение получил тибетский буддизм
Cлайд 24
Национальный костюм бурят Летом буряты носили рубаху и халат из шелковых тканей, в дождливую погоду надевали сабу — суконную шинель с пелериной. Зимнюю одежду в виде халата чаще всего шили из овчины, а бедняки — из шкур телят и жеребят. Шапки с бархатным околышем непременно украшались пунцовой шелковой кистью наверху. Женщины втыкали в волосы за ушами две палочки, обшитые материей, к которым по праздникам подвешивался целый ряд цепочек с серебряными подвесками, которые развешивали и на груди.
Cлайд 25
Национальная одежда бурят состоит из дэгэла — род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным. Летом дэгэл мог заменяться суконным кафтаном подобного же покроя. Дэгэл стягивается в талии ременным кушаком, на который подвешивали нож и принадлежности курения: огниво, ганза (маленькая медная трубка с коротким чубуком) и кисет с табаком. Обувь — зимой унты из кожи ног жеребят, или сапоги с заостренным вверх носком. Летом носили обувь вязанную из конских волос, с кожаными подошвами. Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие. Серебряное навершие дэнзэ с красным кораллом на верхушке шапки как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти (залаа сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки залаа. Узелок сомпи обозначает прочность, крепость. Излюбленным цветом бурят является — синий, который символизирует синее небо, вечное небо.
Cлайд 26
Хакасы- самоназвание тадар, мн. ч. тадарлар; устаревшее — минусинские татары, абака нские (енисе йские) татары, а чинские татары) — тюркский народ России, проживающий в Южной Сибири на левобережье Хакасско-Минусинской котловины. Титульный этнос Республики Хакасия.
Cлайд 27
Группа минусинских татар - хакасов. Начало XX века
Cлайд 28
Численность хакасов в Хакасии Общая численность в РФ — 75,6 тыс. человек (2002). 1926 перепись – 44,219 1939 перепись – 45,799 1959 перепись- 48,512 1970 перепись- 54,750 1979 перепись- 57,281 1989 перепись- 62,859 2002 перепись- 65,431
Cлайд 29
Традиционная религия хакасов — шаманизм, в XIX веке многие были крещены в православие (в некоторых случаях насильственно)
Туви нцы (самоназвание — тыва, множ. число — тывалар; устар. названия: сойоты, сойоны, урянхайцы, танну-тувинцы, таннутувинцы) — народ, основное население Тувы (Тывы)
Cлайд 32
тувинцы представители древних тюркских народов, населявших территории Алтая и Сибири.
Cлайд 33
Тувинцы сохранили свою национальную самобытность, проявляющуюся в почитании строгих семейно-родовых отношений, вере в духов-хозяев окружающей местности, приверженности скотоводческой деятельности.
Cлайд 34
Шаманизм и буддизм В верованиях тувинцев сохраняются и остатки древнего семейно-родового культа, который проявляется в почитании домашнего очага, также сохранился шаманизм. Шаманство распространено в основном среди кочевников-скотоводов и охотников. Оно является неотъемлемой частью духовной и культурной жизни тувинского народа. В 20 веке начали исповедовать буддизм
Cлайд 35
Горловое пение Народ Тувы владеет мастерством хоректээр (горловое пение). Одним из приемов его исполнения является пение одного лица сразу двумя и тремя голосами. Способы исполнения горлового пения являются основой музыкальной культуры и интонационного слуха. Они связаны с подражанием животным. Горловое пение разделяется на пять стилей, сопровождается игрой на смычковых и щипковых музыкальных инструментах. В 1988 г. в Кызыле был создан ансамбль горлового пения «Тыва», который гастролировал во многих странах мира
Cлайд 36
Яку ты (среди местного населения распространено произношение — якуты , самоназвание — саха ; якут. сахалар; также якут. урааҥхай сахалар ед. саха) — тюркский народ, коренное население Якутии.
Cлайд 37
Традиционное жилище якутов – ураса и балаган Традиционное жилище, принадлежащее богатой якутской семье. Якутия, 1905 г. (экспедиция В.И.Иохельсона, МАЭ, колл. 4404-115) Жилище представляло собой объединенные под одной крышей жилое помещение - юрту, и хлев для скота - хотон. Его основу составлял каркас из вертикальных деревянные опорных столбов и балок-перекрытий, а стены и крыша делались из тонких бревен, плотно пригнанных друг к другу. Снаружи дом обмазывался глиной смешанной с навозом, а сверху утеплялся землей. Бревна крыши покрывали корой, поверх которой также набрасывали землю. Небольшие окна затягивали рыбьим пузырем, слюдой или бумагой, а зимой закрывали поверх толстыми льдинами Фото 1. Жилище богатой семьи Фото 2. Жилище бедняков
Cлайд 38
Богатая якутская девушка начало 20 века Старинная праздничная якутская женская шуба - сангыях (МАЭ, колл. 723-2)
Cлайд 39
Малочисленный народ-эвенки В бассейне среднего течения Енисея и к северу от него живут эвенки. Издавна они занимаются охотой, используя в качестве транспортного средства вьючных и верховых оленей. Костюм эвенков состоял из замши и мехов, покрывался узорами из разноцветных кусочков сукна, лент, шелка, бисера и металлических блесток.
Cлайд 40
Эве нки (муж. род — эвенк, жен. род — эвенкийка, др. название — тунгусы, самоназвание: эвэнкил) — сибирский малочисленный коренной народ, родственный маньчжурам и говорящий на языке тунгусо-маньчжурской группы. Живут в России, Китае и Монголии
Cлайд 41
Эвенк Эвенки дрессировали оленей и приспосабливали их к верховой езде. К охоте детей приучали лет с девяти, а к четырнадцати годам подросток становился настоящим помощником отца. Главным орудием промысла служило ружье, наполовину самодельное и часто архаичное по устройству. В старину вместо ружья пользовались копьем и широким ножом. Кузнец с его походной кузницей почитался на уровне шамана.