ИСТОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ КРАЕВЕДЕНИЯ ИСТОРИЯ, СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ КРАЕВЕДЕНИЯ
Cлайд 3
словарь русского языка С. И. Ожегова: «Краеведение-изучение отдельных местностей страны с точки зрения их географических, культурно-исторических, экономических, этнографических особенностей». Край: 1) Предельная линия (край одежды, стакан до краев) 2) Страна, область (теплые края, в наших краях) 3) В России Адм-Тер. единица, обычно имеющая в своем составе автономную область (Красноярский край)
Cлайд 4
Краеведческие исследования по охвату территории могут быть: субрегиональные (краеведческие исследования территории своего муниципального района) - региональные (краеведческие исследования на территории области) - межрегиональные (краеведческие исследования на территории России, стран СНГ).
Cлайд 5
А.С.Барков писал: Краеведение есть комплекс научных дисциплин, различных по содержанию и частным методам исследования, но ведущих в своей совокупности к научному и всестороннему познанию края.
Cлайд 6
краеведение не только изучает, но и оценивает значительность событий, ценность памятников, красоту пейзажей, выявляет общее для страны и края, а также особенные черты, присущие только ему.
Cлайд 7
Это не только наука, но и деятельность: созидательная деятельность, направленная на сохранение природных и культурно-исторических богатств края, и популяризаторская – деятельность, открывающая что-то совершенно новое, ценное широкой публике.
Cлайд 8
вывод : «краеведение»- это изучение своей «малой» Родины её природы, этнографии, материальной и духовной культуры, быта. Причем это не только предмет школьного образования, но и каждый уважающий себя человек должен знать о событиях, происходивших на его земле.
Cлайд 9
Предметом краеведческого исследования может быть край в целом, отдельные районы, населенные пункты, памятные места, отдельные здания, жизнь людей в её развитии, во всех многообразных её проявлениях и результатах и т.п.
Cлайд 10
История краеведения В 1718 г. Петр I издал указ, в котором предписывалось о всех любопытных находках докладывать царю и награждать за поиск древностей в своем крае;
Cлайд 11
Научное краеведение начало развиваться с середины XVIII века. В 1761 г. М.В.Ломоносов (1711—1765) предпринял одну из первых попыток краевых исследований с участием местного населения, в том числе и детей. Им была составлена Академическая анкета, в которые входили сведения о минеральных богатствах России, а также вопросы по истории городов и губерний. На основе этих анкет Ломоносов издал труд «Топографические известия, служащие для полного географического описания Российской Империи».
Cлайд 12
«Истории государства российского» Н.М. Карамзина. В начале XIX века получают распространение такие жанры, как описание путевых впечатлений, путеводители, очерки о памятниках старины. Появляются институты, университеты, научные общества, которые начинают проводить научные исследования, организуют экспедиции. От Герцена и декабристов пошла традиция участия политических ссыльных в изучении края своей ссылки. Позднее среди сосланных народников оказались организаторы научных экспедиций, периодических изданий, музеев.
Cлайд 13
На рубеже XIX–XX столетий получило распространение и само понятие «краеведение» (до 1917 г. – «родиноведение»).
Cлайд 14
Первое десятилетие Советской власти называют «золотым десятилетием» развития краеведения. В разных городах создавались музеи, краеведческие общества, которых к 1929 насчитывалось около 2 тысяч.
Cлайд 15
В январе 1922 г. при Академии наук было создано Центральное бюро краеведения с Санкт-Петербургским и Московским отделениями. (В 1937 г. было ликвидировано)
Cлайд 16
То, что мы называем «37-м годом», для краеведения наступило еще в 1929-30 гг. Массовое разрушение старинных, особенно церковных, зданий влекло за собой наказание тех, кто видел в них памятники культуры и истории, боролся за их сохранение. К середине 30-х гг. были ликвидированы оставшиеся краеведческие организации, закрыты многие музеи. Многие краеведы были репрессированы.
Cлайд 17
Несколько оживилась краеведческая работа в годы Великой Отечественной войны (1941—1945), но это были полевые работы краеведческого характера в пионерских и трудовых лагерях — сбор лекарственных растений для нужд фронта и тыла.
Cлайд 18
Созданный в конце 80-х годов Советский фонд культуры одним из главных направлений своей работы также определил краеведение.
Cлайд 19
Перед современным краеведением стоят следующие задачи: – изучение и охрана природы края; – изучение истории и культуры края; – выявление и охрана местных памятников культуры и старины; – пропаганда знаний о крае; – организация выставок, музеев, лекториев, экскурсий.
Cлайд 20
Основными функциями краеведческой деятельности являются: Научно-исследовательская функция – организация и проведение научных исследований в самых разных областях знаний: естественно-научных, историко-культурных, социально-экономических, выявление и изучение природных, исторических и культурных памятников, разработка и осуществление проектов по обеспечению их сохранности, изучение истории населенных пунктов.
Cлайд 21
Документирующая функция – сохранение и рациональное использование памятников природы, материальной и духовной культуры, формирование фондов архивов, музеев, банков данных по истории и культуре края.
Cлайд 22
Образовательно-воспитательная функция – сохранение и передача традиций, обучение и воспитание детей и взрослых.
Cлайд 23
Организационная функция – объединение людей по интересам, организация досуга.
Cлайд 24
Туристско – походная Она дает возможность изучать край, собирать краеведческие материалы во время походов.
Cлайд 25
Экскурсионная Во время экскурсии человек имеет возможность познакомиться с природными объектами, прикоснуться к истории края.
Cлайд 26
Архивная В архивных документах, старых периодических изданиях содержится масса интересной информации, зачастую уникальных данных.
Cлайд 27
Музейная Знакомство с краем в этом случае основано на материалах экспозиций краеведческих и других музеев. Эта форма предполагает также сбор материалов и создание экспозиций краеведческих музеев.
Cлайд 28
Методы изучения края: литературный картографический архивный статистический экспедиционный (полевые наблюдения) археологические раскопки анкетирование встречи с ветеранами, участниками событий фото и киносъемка, зарисовки, аудиозаписи
Cлайд 29
Литературный метод связан с использованием различных печатных источников информации об изучаемой территории. Знакомство с литературой важно для того, чтобы получить предварительные знания об исследуемой территории и в своей работе не повторять уже сделанного раньше.
Cлайд 30
Картографический метод Предполагает работу с картой в целях изучения пространственных сочетаний природных и хозяйственных объектов и факторов на территории края. С карты должно начинаться краеведческое исследование. На карту наносятся его результаты. Составление разных карт — важнейшая заключительная часть исследования.
Cлайд 31
Статистический метод заключается в сборе количественных показателей и их обработке. Он применяется, например, при изучении погоды (температурный режим, количество осадков и пр.), населения (численность, соотношение городского и сельского населения и пр.), растительности (наличие конкретных видов растений, места их распространения) и в других направлениях научно-познавательной деятельности. Этот метод включает различные виды математической обработки количественных данных, составление таблиц и диаграмм.
Cлайд 32
Визуальный метод — это непосредственное наблюдение (обозрение), зарисовка, фотографирование или видеосъемка изучаемых предметов и явлений, например наблюдение за ростом растения или развитием птенцов в гнезде, изучение состава геологических пород (их надо ощутить руками и даже понюхать).
Cлайд 33
Метод полевых исследований часто применяется для изучения природных условий, геологического строения местности, животного и растительного мира, археологии.
Cлайд 34
Метод анкетирования (опрос местных жителей) позволяет выяснить сведения о происходивших в изучаемой местности памятных событиях, изменениях в природе за последние годы.
Cлайд 35
Методику исследования края можно разделить на 4 основных этапа: – работу с картой; – поиск и изучение всевозможных материалов и документов; – организацию научной экспедиции; – обработку материалов и обобщение результатов исследования.
Cлайд 36
По организационной форме краеведение делится: государственное
Cлайд 37
государственное К государственному краеведению относится работа по изучению края, выполняемая краеведческими музеями, библиотеками, отделами культуры в органах муниципального самоуправления
Cлайд 38
учебное В школьном краеведении главная роль принадлежит учащимся под руководством учителя.
Cлайд 39
общественное В общественном краеведении принимают участие общественные организации: Русское географическое общество, Общество охраны памятников истории и культуры, Общество охраны природы, а также граждане, самостоятельно изучающие свой край, не объединенные в какие-либо организации.
Cлайд 40
Направления краеведения Историческое краеведение изучает прошлое края, памятники истории. Объектами исследования -являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества. Задачи - исследование памятников и поиск новых, еще неизвестных. Цель краеведов – увековечить их для истории, сохранить их или сведения о них для потомков.
Cлайд 41
Cлайд 42
Природоведческое краеведение Оно изучает как отдельные компоненты природы, так и их взаимосвязи, выявляет типичные явления, характеризующие природу края, и уникальные объекты. Определенная территория изучается по следующему плану: 1. Географическое положение 2. Рельеф 3. Климат 4. Гидроресурсы 5. Почвы 6. Растительный и животный миры
Cлайд 43
Экономическое краеведение Основными объектами экономического краеведения являются: хозяйство края в целом, отдельные отрасли, предприятия, население края, населенные пункты.
Cлайд 44
Искусствоведческое краеведение Объекты искусствоведческого краеведения можно разделить на две группы: 1. подлинные произведения искусства, имеющие самостоятельную ценность; 2. памятные места, связанные с жизнью и творчеством деятелей искусства или отраженные в их произведениях.
Cлайд 45
Искусствоведческое краеведение изучает: природные условия, экономику и хозяйство края, приведшие к возникновению народных художественных промыслов; специфику промыслов: материалы, технику, технологию; связи народного искусства с бытом, обычаями, культурными традициями; утилитарные и эстетические качества изделий, особенности их создания и использования; особенности развития современного народного искусства, традиции.
Cлайд 46
Краеведение по содержанию историческим, географическим, литературным, этнографическим, биологическим, геологическим и др.
Cлайд 47
Источники краеведения 1. Краеведческая библиография – основной источник сведений о вышедшей в прошлом и в настоящее время краеведческой литературе. Это могут быть библиографические указатели, каталоги, списки литературы и т. п. 2. Произведения печати – важный источник сведений о крае. Они могут быть связаны с краем тематикой (краеведческая литература), местом издания, авторской принадлежностью (произведения уроженцев края или об их жизни и деятельности). Печатные издания классифицируются как научные, научно–популярные, справочные, библиографические, литературно-художественные.
Cлайд 48
Cлайд 49
3. Статистические сведения – в основном данные государственной статистики: перепись населения, учет населения – ЗАГС, паспортные отделы милиции. 4. Картографические источники Карты делятся на учебные, справочные и оперативно-справочные (для повседневной практической работы). Карты бывают общегеографические и специализированные. Наука, занимающаяся составлением карт, называется картография.
Cлайд 50
5. Архивные документы Центром их хранения являются архивы: государственные, региональные (краевые), местные. 6. Устные источники: сказки, предания, былины и т. п. воспоминания и рассказы людей – очевидцев событий фонотеки топонимика 7. Наблюдение объектов и процессов природы – поездки, экскурсии, краеведческие экспедиции.
Cлайд 51
Спасибо за внимание! Вопросы есть?
Cлайд 52
Задание: 1. Является ли предложенный материал результатом краеведческого исследования? 2. Что является предметом исследования? 3. Какие методы исследования использовал автор? 4. Какие источники информации использовал автор в работе над темой?