Эпиграф: В Афганистане, в черном тюльпане, C водкой в стакане мы молча плывем над землей Грозная птица через границу К русским зарницам несет наших братьев домой. А. Розенбаум.
Cлайд 3
Образовательная: знать проводимую СССР внешнюю политику, причины, события и итоги Афганской войны; Развивающая: формировать умение анализировать исторические документы, текст учебника, позицию СМИ; Воспитательная : воспитывать чувство патриотизма, высокой гражданственности, ответственности за выполнение воинского долга, толерантности во всех сферах жизни. Цели и задачи Цели и задачи урока:
Cлайд 4
Ход урока: организационный момент; работа в группах, обсуждение документов; подведение итогов урока.
Cлайд 5
Основные понятия Интернационализм; Воины – интернационалисты; Ислам; Моджахеды.
Cлайд 6
Работа в группах: историки аналитики общественность В чём причины назревавшего кризиса в Афганистане? Итоги восстания в апреле 1978 года в Кабуле. Какое участие принимал Пакистан в военных действиях начавшихся в Афганистане? Каковы причины создания НДПА в Афганистане? Какие реформы пыталось провести правительство Тараки? Почему реформы оказались неудачными? Почему СССР ввёл ограниченный контингент своих войск на территорию Афганистана? Взгляд общественности на войну в Афганистане.
Cлайд 7
Работа с памяткой для воинов Советской Армии, расквартированных на территории Афганистана: Как должен вести себя Советский воин на территории чужого государства; Как вы считаете, для каких целей была написана «памятка»; На основе «памятки» сделай вывод, кого по вашему мнению можно назвать воином- интернационалистом; История 1970-1980-х годов 11кл. Е.В.Саплина Стр. 178
Cлайд 8
Работа с источниками: историки аналитики общественность Какими вы представляете масштабы войны в Афганистане? Зачем советское государство предприняло боевые операции такого масштаба? Советские войска были захватчиками, навязывали революцию, оказывали дружескую помощь? Проанализируйте, как воспринимают и оценивают пребывание советских войск в Афганистане В.Крючков, Б.Громов. Какие проблемы они выделяют, как подтверждают свои позиции? Как вы думаете, что вынесли для себя из войны солдаты Ограниченного контингента? Как вы думаете, что вынесли для себя из войны солдаты Ограниченного контингента?
Cлайд 9
Подведение итогов: Автомат и гитара на афганской войне: Кто - то скажет: Я не спорю, поверьте, но хотел бы спросить: Вам когда - нибудь в рейды доводилось ходить? Вы считали недели до отлета домой? Вы когда - нибудь ели сухпаек фронтовой? Не в туристских походах, не в лесу у костра - Там беднее природа и сильнее ветра. Там пылают пожары и в жестоком бою Громче всякой гитары сами скалы поют: Вам знакома усталость после трудного дня? Если это случалось, вы поймете меня. Да, романтики нету, есть работа и кровь. Кто - то верил в победу, кто - то верил в любовь, Кто - то знал, что вернется, да упал под огнем, И струной отзовется наша память о нем. Не изучены свойства наших душ на войне. Кто - то бредил геройством, а мы пели про снег, Про края, где родились, да про шорох берез, И ничуть не стыдились с пылью смешанных слез. Вам, не ведавшим, вроде, нет причины тужить: Вы спокойно живете, нам уж так не прожить, Нам не выйти из боя, не вернуться назад И гитар не настроить на лирический лад. Боевые гитары, я вам песню пою: Да, гитара - не пара автомату в бою, Но, поправ все законы, в этом мире скупом, Вы горели в колоннах заодно с игроком. Вас дырявили пули и осколки секли, Грифы тонкие гнули, да сломать не смогли, И, вдали от Союза, вы в руках у солдат Доказали, что музы на войне не молчат. Автомат и гитара на афганской войне: Кто - то скажет: Я не думаю спорить, петь о том иль не петь, Мне гитару настроить НАДО К БОЮ УСПЕТЬ...
Cлайд 10
Домашнее задание: Написать эссе на одну из заданных тем: «Если бы наши солдаты помнили, из-за чего мы воюем, нельзя было бы вести ни одной войны.» (Фридрих Великий.) написать «Биографический портрет» одного из участников переговоров СССР-США 70-х гг. Причины поддержки СССР и США конфликтующие страны в разных регионах мира в конце 60-начале 80-х гг. Выберите один из конфликтов; Параграф 11, ответить на вопросы 1-7 стр.174.
Cлайд 11
Учебник А. Данилов Новейшая история России; стр.172,176 ,2 4 3; Рабочая тетрадь по истории России 9 класс; № 3,стр.5 6 -57; Хрестоматия по отечественной истории (19 46 -1995годы).Учебное пособие для студентов вузов под редакцией А.Ф. Киселёва, ВЛАДОС,1996. с.196.); История 1970 -1980-х годов Е.С.Саплина стр179-180