Архитектурная акустика Лекция №2 Презентации по физике http://prezentacija.biz/prezentacii-po-fizike/prezentacii-po-akustike/
Cлайд 2
Звуковые процессы в помещениях Отражение и поглощение звука в помещениях
Cлайд 3
В помещениях различают прямой звук, идущий непосредственно от источника, и отраженный от поверхностей. Вследствие многократных отражений звуковых волн и суммирования энергии прямых и отраженных волн в помещении устанавливается звуковое поле с определенными уровнями звукового давления. Энергия проходит также через преграду.
Cлайд 4
Законы отражения и преломления звука аналогичны законам геометрической оптики. Количественно, поглощенная, отраженная и прошедшая через преграду, части звуковой энергии определяются коэффициентами α, β и τ. Коэффициентом звукопоглощения называется отношение поглощенной звуковой энергии к падающей α = (Епад – Еотр)/Епад Коэффициентом отражения называется отношение энергии отраженного звука к энергии падающего β = Еотр/Епад Коэффициентом звукопередачи ( звукопроницаемости ) называется отношение энергии прошедшего через преграду звука к панующей τ = Епр/Епад Следовательно α + β = 1 и α = 1 – β, т.е., если α = 1, то β = 0 и наоборот.
Cлайд 5
Коэффициент звукопоглощения зависит от: материала конструкции, частоты звуковых волн, от угла их падения на поверхность. Все строительные материалы и конструкции в той или иной степени поглощают звук. Строительные материалы и конструкции Коэффициент звукопоглощения α на частоте 500 Гц Бетон 0,01 Штукатурка 0,02 Линолеума 0,03 Паркет 0,07
Cлайд 6
Суммарное звукопоглощение (ЗП) помещения - – сумма произведений коэффициентов ЗП отдельных поверхностей на их площади. Кроме того, учитывается ЗП отдельными объектами. где: Величина А называется эквивалентной площадью звукопоглощения данной поверхности (ЭПЗ).
Cлайд 7
Коэффициент добавочного звукопоглощения залов в среднем может быть принят равным: 0,09 на частоте 125 Гц и 0,05 на частотах 500— 2000 Гц. Для залов, в которых сильно выражены условия, вызывающие добавочное звукопоглощение (например, многочисленные щели и отверстия на внутренних поверхностях зала, многочисленные гибкие элементы — гибкие абажуры и панели светильников и т.п.), следует эти значения увеличить примерно на 30%, а в залах, где эти условия выражены слабо, примерно на 30% уменьшить.
Cлайд 8
Под диффузным подразумевается такое поле, в котором выполняются два условия: 1) усредненная во времени плотность звуковой энергии во всех точках поля одинакова; 2) все направления прихода потоков звуковой энергии в какую-либо точку равновероятны и по любому направлению, усредненный во времени, поток звуковой энергии одинаков. Для учета ЗП принимается величина среднего КЗП
Cлайд 9
Время затухания называется временем реверберации (Т) В качестве эталона принято время затухания плотности звуковой энергии в раз. В результате экспериментальных исследований для расчета времени реверберации выведена формула Эйринга: где V – объем зала, м3, Sобщ. – суммарная площадь всех ограждающих поверхностей зала, м2, - средний коэффициент звукопоглощения в зале, - функция среднего коэффициента звукопоглощения , значения которой приведены в таблице 2. n – коэффициент, учитывающий затухание звука в воздухе. В октавных полосах 125-1000 Гц n = 0, в октаве 2000 Гц n = 0,009
Cлайд 10
Значения функции в зависимости от величины среднего коэффициента звукопоглощения в зале принимаются по таблице 0,00 0,01 0,02 0,03 0,04 0,05 0,06 0,07 0,08 0,09 0,1 0,1 0,12 0,13 0,14 0,15 0,16 0,17 0,19 0,2 0,21 0,2 0,22 0,24 0,25 0,26 0,27 0,29 0,3 0,32 0,33 0,34 0,3 0,36 0,37 0,39 0,4 0,42 0,43 0,45 0,46 0,48 0,49 0,4 0,51 0,53 0,54 0,56 0,58 0,6 0,62 0,64 0,65 0,67 0,5 0,69 0,71 0,73 0,76 0,78 0,8 0,82 0,84 0,87 0,89 0,6 0,92 0,94 0,97 0,99 1,02 1,05 1,08 1,11 1,14 1,17
Cлайд 11
Определение рекомендуемого времени реверберации (Тр) Оптимальные величины времени реверберации в диапазоне 500-1000 Гц для залов различного назначения в зависимости от объема зала приведены на графике: 1 – залы для ораторий и органной музыки; 2 – залы для симфонической музыки; 3 – залы для камерной музыки, залы оперных театров; 4 – залы многоцелевого назначения, 5 – лекционные залы, залы заседаний, залы драматических театров, кинозалы, пассажирские залы _________________________ Допускается отклонение от оптимальной величины: - на средних частотах (500-2000 Гц) не более, чем на 10%; - на низких частотах (125 Гц) допускается увеличение времени реверберации на 20%.
Cлайд 12
После того, как определено время реверберации на средних частотах (500-1000 Гц) по рис. 3, необходимо его скорректировать по частотному спектру воспроизводимых в зале сигналов. Здесь могут быть предложены следующие рекомендации: а) для лекционных аудиторий, конференцзалов рекомендуется не изменять время реверберации на всех частотах, кроме частоты 125 Гц (уменьшить на 15%); б) залы, в которых исполняемые музыкальные произведения время реверберации почастотно не изменяется, но его рекомендуется уменьшить на 10-20%; в) залы, которые используются, как для музыкальных постановок, так и для проведения собраний, спектаклей (многоцелевые залы), должно иметь разное время реверберации на разных частотах: - для частоты 2000 Гц берется такое же Т как и на частоте 500 Гц, - на частоте 125 Гц допускается увеличение на 20%, (процентный состав зависит от годового вклада представлений и концертов с музыкальным исполнением: чем их больше, тем больший процент следует брать).
Cлайд 13
Виды залов по назначению, их максимальная вместимость Вид зала Максимальная вместимость, человек Vудельный, м3/чел. Максимальная длина (до авансцены) м Лекционные и конференц-залы, 400 4-5 20-22 (18) Драматические театры 1000 4-5 24-25 (20) Музыкально- драматических театров (оперетта) 1200 5-7 26-28 (25) Театры оперы и балета 1500 6-8 30-32 (30) Концертные: камерные симфонические 400 2000 6-8 8-10 20-22 42-46 Залы для хорового пения и органной музыки 2000 10-12 42-46 Многоцелевого назначения 500-1000 4-6 30-34 (32) Залы современной эстрадной музыки 2500 4-6 48-50
Cлайд 14
Время реверберации является первой и одной из основных характеристик помещений, зависящая от объема помещения и общего звукопоглощения. Объем зала определяется пропорциями зала: Отношение длины зала l к средней ширине в оптимально: В таких пределах и отношение ширины зала в к средней высоте h:
Cлайд 15
Для предварительной проверки зала на правильность пропорций применим геометрический метод оценки помещения Геометрический метод. Вместо звуковых волн рассматриваются звуковые лучи, в направлении которых распространяются звуковые волны. ( Аналогия с геометрической оптикой ).
Cлайд 16
При построении геометрических отражений от плоскости удобен метод мнимых источников (МИ).
Cлайд 17
Геометрическая акустика дает не только наглядное представление о характере распространения звука ( структура отражений ), но и позволяет количественно оценить такие вопросы, как неравномерное расположение звукопоглотителей, влияние размеров и формы помещения на эффективность мер борьбы с шумом и др.