Образовательные: познакомить учащихся с видами тепловых двигателей, развивать умение определять КПД тепловых двигателей, раскрыть роль и значение ТД в современной цивилизации; обобщить и расширить знания учащихся по экологическим проблемам. Развивающие: развивать внимание и речь, совершенствовать навыки работы с презентацией. Воспитательные: воспитывать у учащихся чувство ответственности перед последующими поколениями, в связи с чем, рассмотреть вопрос о влиянии тепловых двигателей на окружающую среду. Разъяснить принцип действия теплового двигателя
Cлайд 3
Повторим -Дайте формулировку первого закона термодинамики. (Изменение внутренней энергии системы при переходе ее из одного состояния в другое равно сумме работы внешних сил и количество теплоты, переданное системе. ∆U=A+Q) -Может ли газ нагреться или охладиться без теплообмена с окружающей средой? Как это происходит? (При адиабатических процессах.)
Cлайд 4
-Напишите первый закон термодинамики в следующих случаях: а) теплообмен между телами в калориметре; б) нагрев воды на спиртовке; в) нагрев тела при ударе. ( а) А=0, Q=0, ∆U=0; б) А=0, ∆U= Q; в) Q=0, ∆U=А) - На рисунке изображен цикл, совершаемый идеальным газом определенной массы. Изобразить этот цикл на графиках р(Т) и Т(р). На каких участках цикла газ выделяет теплоту и на каких – поглощает? (На участках 3-4 и 2-3 газ выделяет некоторое количество теплоты, а на участках 1-2 и 4-1 теплота поглощается газом.)
Cлайд 5
Развитие техники зависит от умения использовать громадные запасы внутренней энергии. Использовать эту энергию - это значит совершать за ее счет полезную работу. Рассмотрим источники, которые совершают работу за счет внутренней энергии.
Cлайд 6
Cлайд 7
Нагреватель рабочее тело холодильник Передает количество теплоты Q1 рабочему телу Q1 Q2 Совершает работу Потребляет часть полученного количества теплоты Q2
Cлайд 8
КПД замкнутого цикла Q1 – количество теплоты полученное от нагревания Q1>Q2 Q2 - количество теплоты отданное холодильнику Q 2
Cлайд 9
Цикл C. Карно T1 – температура нагревания Т2 – температура холодильника
Cлайд 10
Паровой двигатель Паровая турбина Двигатель внутреннего сгорания Дизельный двигатель Газовая турбина Реактивный двигатель Виды тепловых двигателей
Cлайд 11
Cлайд 12
КПД: Паровой двигатель – 8% Паровая турбина – 40% Газовая турбина – 25-30% Двигатель внутреннего сгорания – 18-24% Дизельный двигатель – 40- 44% Реактивный двигатель – 25% Эксплуатационные характеристики
Cлайд 13
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды
Cлайд 14
Плюсы и минусы ТД Достоинства: Способствует экономическому развитию Создает комфортные условия Удовлетворяет потребности человека в быстром передвижении Недостатки: Загрязняет атмосферу Способствует повышению температуры окружающей среды Истощает природные ресурсы Негативно влияет на состояние здоровья человека
Cлайд 15
Альтернативные двигатели 1.Электрические 2.Двигатели работающие на энергии солнца и ветра
Cлайд 16
Пути решения экологических проблем 1.Использование альтернативного топлива. 2.Использование альтернативных двигателей. 3.Оздоровление окружающей среды. 4.Воспитание экологической культуры.
Рефлексия На уроке я работал активно / пассивно Своей работой на уроке я доволен / не доволен Урок для меня показался коротким / длинным За урок я не устал / устал Мое настроение стало лучше / стало хуже Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен Домашнее задание мне кажется легким / трудным интересно / не интересно Ответы подчеркнуть