Цель: обобщение и систематизация знаний учащихся по данной теме; развитие логического мышления, умений анализировать, обобщать, делать выводы; расширение политического кругозора, познавательных интересов, воспитание информационной культуры.
Cлайд 3
План: Потребители электроэнергии. Производство электроэнергии. Альтернативные источники. Передача электроэнергии. Строительство высоковольтных ЛЭП ~ тока, постоянного тока. Решение задач практического значения с элементами исследования.
Производство: ТЭС – 40% - Костромская – P=4 тыс. МВт - Пермская - P=5 тыс. МВт ГЭС – 20% - Волжская - P=2,6 тыс. МВт - Красноярская - P=6000 МВт АЭС – 16% - Курская - P=1000 МВт - Нововоронежская - P=440 МВт ТЭЦ – 4%
Cлайд 6
Передача электроэнергии Воздушные ЛЭП Кабельные линии – Р Л
Cлайд 7
ЛЭП переменного тока Г ~ Т ↑ Т ↓ U = 10 ÷ 20 кВ Uп =400÷900 кВ 6 кВ 6 кВ 6 кВ 380 В 220 В 660 В ЛЭП от Нововоронежской АЭС U=500 кВ / 330/ 110 кВ ЛЭП от Курской АЭС U= 750 кВ / 550 / 330 / 110 кВ Питание электротранспорта карьера, отвалов, ж/д ст «Сланцевая» U = 35 / 6 кВ «Береговая насосная» – водоснабжение обогатительной фабрики U=35 / 6 кВ
Cлайд 8
Исследовательское задание Как уменьшить потери электроэнергии в ЛЭП? Q = J2Rt, ↓Q, если J↓, Р = J U для Р = const, если J↓ , то U↑ ∆P - потери мощности в ЛЭП R - сопротивление проводов Rн – мощность нагрузки (потребителя). ∆P = J2R , 2 Pн = JUн, J= ∆P = 2 . R Смотри дальше
Cлайд 9
Исследовательское задание Как уменьшить потери электроэнергии в ЛЭП? Pн2Pl Как разумно? ↓∆P = Uн2S(cos2α) ↓ ∆Р - ? Способы ↓ ∆Р (l , Р = const) при ↑U = 25 раз U↑, S↑ P↓ в разумных пределах ↓ ∆Р = 252 = 625 раз Вывод: экономически выгодно строить высоковольтные ЛЭП т.к. потери мощности минимальны.
Cлайд 10
Исследовательская задача Определить КПД линии и потери напряжения в ней Дано: Р = 50 кВт = 5х10 4 Вт U1 = 500 В U2 = 2000 В R пр = 4 Ом Решение: Зная Р и U, найдём J , из формул P=J1U1 J= ; J = = 100 А ∆U1 = J1R = 100A х 4 Ом = 400 В U1 н = U1 - ∆U = (500-400)В=100В U1 н = 100 В из 500 В доходит до потребителя КПД = = ; КПД = = = 0,2 КПД = 20%, т.е. 80% составляют потери. КПД - ? ∆U1 пот- ? КПД - ? ∆U2 пот - ?
Cлайд 11
Исследовательская задача Определить КПД линии и потери напряжения в ней Р Л II . Высоковольтное напряжение где J2= = = 25A ∆U2 пот =25А х 4 Ом = 100В U2пот = U - ∆U2 пот = 1900В КПД2 = = = = 0,95 КПД2 = 95% потери 5% Вывод: экономически выгодно строить высоковольтные ЛЭП, т.к. потери электроэнергии min (при норме до 8%) у нас 5%.