КОНФИДЕНЦИАЛЬНО: УСТАНОВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКИХ ТАЙН B КОМПАНИИ д.ю.н. Янушаускайте Кристина ВОИС Программа обучения тренеров (экспертов) по ИС для бизнеса 16 – 20 августа, 2010
Cлайд 2
План Что такое 'коммерческая тайна'? Природа и характерные критерии Почему защищать коммерческую тайну? Преимущества и неудобства защиты коммерческих тайн Как создать программу управления коммерческими тайнами? Незаконное завладение коммерческими тайнами: как это запретить и каковы системы защиты? Нарушение коммерческих тайн: как это установить и каковы средства юридической защиты? Как проводить аудит коммерческих тайн?
Cлайд 3
Что такое 'коммерческая тайна'? Сотрудник А (инженер), который работал в компании A в бизнесе автомобилей, был нанят компанией О, которая изготавливает шины для автомобилей. В течение первой недели работы в компанией О сотрудник улучшил химический состав, который используется для изготовления шин. Генеральный директор компании О спросил сотрудника А, как он сделал это усовершенствование. Сотрудник А сказал, что это знание он имеет от предыдущей компании, где он работал. Генеральный директор был удивлен и спросил, не была ли такая информация секретной. Сотрудник А сказал, что он никогда не слышал не о чем ' секретном'...
Cлайд 4
Коммерческая тайна – это: Информация (технологическая, коммерческая, финансовая, стратегическая, логистическая, научная, и т.д.); Не является общеизвестной ни для общество, ни для других соответствующих круг бизнеса; Имеет коммерческую ценность ее владельцу из-за факта, что это является секретной; Подлежит разумным усилиям поддержать тайну информации.
Cлайд 5
“Коммерческая тайна” в Узбекском законодательстве: Гражданским законодательством защищается информация, составляющая служебную и коммерческую тайну, в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности (ст. 98 ГК РУз).
Cлайд 6
Примеры Производственные процессы (Химические) формулы: напитки, пища, косметика, лекарства, и т.д. Программное обеспечение Проекты и модели Процедуры испытания Маркетинг, развитие и исследование, стратегические планы Отрицательная информация (процессы, которые не работали, и т.д.) Списки клиентов и информация о клиентах Цены и информация затрат Новые идеи, методы, понятия Самый знаменитый пример: формула напитков Coca-Cola
Cлайд 7
Пример Формула напитков Coca-Cola
Cлайд 8
Преимущества и неудобства защиты коммерческих тайн Преимущества Неудобства Нет регистрации, меньше затрат, непосредственный эффект Трудно поддерживать в течение более длительного периода Нет необходимости удовлетворить требование новизны или оригинальности, и т.д. Ограниченные возможности защиты, трудное осуществление прав Нет необходимости раскрытия Нет возможности остановить других от изобретения того же самого продукта или процесса Неограниченное время защиты Нет защиты тогда, когда информация обнаружена справедливыми и честными средствами, например, обратное проектирование
Cлайд 9
Как создать программу управления коммерческих тайн? Шаги, которых компания должна предпринять: 1 - установить систему идентификации коммерческих тайн 2 - развивать политику в области безопасности относительно информации, которая включает информацию о коммерческих тайнах (физический, административный и технический контроль)
Cлайд 10
Как создать программу управления коммерческих тайн? Шаги, которых компания должна предпринять: 3 - обучать всех сотрудников в вопросах, связанных с безопасностью информации 4 – проявлять должную осмотрительность, нанимая сотрудника вашего конкурента, и в отношении вашего сотрудника, который оставляет компанию 5 - включать разумные ограничения в письменной форме во все контракты
Cлайд 11
Как создать программу управления коммерческих тайн? Шаги, которых компания должна предпринять: 6 - ограничить доступ к бумажным отчетам 7 - отмечать документы 8 - обеспечивать конфиденциальность в помещении офиса 9 - поддерживать тайну компьютеров 10 - охранять тайну, которая разделена с партнерами
Cлайд 12
Как создать программу управления коммерческих тайн? Что должна была сделать компания A, чтобы ее сотрудник А (позже нанятый конкурирующей компанией O) не взял с ним 'знание', которое было секретным? Пожалуйста объясните возможные схемы защиты такой коммерческой тайны как определенный химический состав, который используются для изготовления шин.
Cлайд 13
Незаконное завладение коммерческих тайн: определение Несправедливое приобретение коммерческой тайны воровством, мошенничеством, принуждением или любыми другими противоправными действиями Приобретение коммерческой тайны, зная (или будучи чрезвычайно небрежным в подвождении знать), что это было незаконно приобретено прежде Невинно приобретая коммерческую тайну, но используя или разглашая ее после изучения более раннего незаконного приобретения Использование или разглашение коммерческой тайны в нарушении договорного обязательства
Cлайд 14
Как коммерческие тайны становятся украденными? Сотрудник А объяснил генеральному директору компании O, что он нашел описание химического состава, используемого для изготовления шин, в мусорном ведре для бумаги в компании A. Он сравнил эту информацию с информацией, которую он мог найти в компьютерах компании A. Генеральный директор компании O был удивлен, как сотрудник А мог получить доступ к такой информации, если он нуждался в пароле. Сотрудник объяснил, что он ‘взял’ этот пароль от своего коллеги, который фактически 'взломал' его. Как Вы прокомментируете такое объяснение?
Cлайд 15
Защита коммерческих тайн В большинстве стран нет определенных законов о коммерческих тайнах. Защита установлена: Согласно гражданским законам (Узбекистан) Согласно законам о нечестной конкуренции (например, в Германии) Договорным правом (во многих странах) Уголовным правом (например, в странах Европейского Союза, США, России)
Cлайд 16
Как установить нарушение коммерческих тайн? → Прежде всего, ответить на вопросы: 1 - Действительно ли информация была тайной? 2 - Были ли предприняты разумные шаги, чтобы поддержать эту информацию в тайне? 3 - Было ли нарушение прав или конкурентоспособное преимущество, полученное другой компанией или человеком незаконно приобретшим коммерческую тайну? 4 - Было ли неправильное употребление информации, которая была незаконно приобретена или разглашена в нарушении честной практики ведения бизнеса?
Cлайд 17
Средства юридической защиты: самые обычные Постановление суда остановить дальнейшее использования и получения выгоды Разрушение незаконно приобретенной продукции Постановление суда признать убытки (фактическое повреждение, потеря прибыли или несправедливого обогащения) Конфискация и поиск в помещении ответчика, чтобы получить свидетельство
Cлайд 18
Аудит коммерческих тайн компании Генеральный директор компании О планирует сделать аудит коммерческих тайн своей компании. Он желает поговорить с отделом кадров и управления об этом. Но сначала он хочет узнать, что точно означает такой 'аудит'. Вы можете помочь генеральному директору и объяснить это?
Cлайд 19
Контрольный список шагов: 1 - Установить существенные коммерческие тайны в компании 2 - Проверить право компании на данные коммерческие тайны 3 - Проверить, чтобы процедуры конфиденциальности были сопровождены 4 - Проверить, чтобы сотрудники компании, консультанты, продавцы, клиенты и другие третьи лица не разглашали коммерческие тайны третьим лицам