Раздел 1: Государственные финансы Государственные финансы — денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на затраты по расширению производства, удовлетворение социально – культурных потребностей общества, нужд обороны и управления. Другие презентации по финансам
Cлайд 2
Государственные финансы включают в себя звенья: 1). Бюджет – экономическая категория, представленная денежными отношениями, возникающими у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда страны, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально – культурных нужд, нужд обороны и государственного управления. 2). Внебюджетные фонды — специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно используемых на основе организационной самостоятельности фондов. 3). Государственный долг — денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение органов государственной власти и их использование на финансирование государственных расходов.
Cлайд 3
Тема 1 Органы государственного управления финансами и контроля финансовой деятельности. Цель – реализация финансовой политики. Методы и формы управления финансами: Финансовое планирование и прогнозирование, Программирование, Регулирование, Контроль, Принятие и исполнение адекватной законодательной базы, Обоснование системы прогрессивных методов мобилизации и использования финансовых ресурсов.
Cлайд 4
Президент (администрация президента) Определяет цели финансовой политики, Подписывает бюджетный план, Имеет право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.
Cлайд 5
Федеральное собрание Государственная Дума Совет Федерации Счётная Палата Комитет по бюджету и налогам Государственной Думы РФ Законодательные органы власти Комитет по кредитным организациям и финансовому рынку Государственной Думы РФ
Cлайд 6
Федеральное собрание Устанавливает налоги и сборы Утверждает Федеральный бюджет Принимает финансовое законодательство
Cлайд 7
Счётная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, осуществляет контроль за законностью и своевременностью движения средств бюджета в финансово-кредитных учреждениях РФ; определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проводит финансовую экспертизу проектов федеральных законов
Cлайд 8
Министерство Финансов ФК ФСФБН Федеральная служба финансового мониторинга ФНС Система Банка России
Cлайд 9
Министерство Финансов Вносит предложения по формированию финансовой политики Проводит мероприятия по реализации финансовой политики Разрабатывает проекты законов Осуществляет методическое руководство Разработка проектов бюджета и баланса финансовых ресурсов страны
Cлайд 10
Федеральное казначейство Организация кассового исполнения федерального бюджета Проведение мероприятий по обеспечению целевого использования бюджетных средств Контроль за: соблюдением лимитов бюджетных обязательств ГРБС нижестоящим распорядителям непревышением кассовых расходов соответствием содержания операций КБК наличием подтверждающих обязательства документов у получателей БС.
Cлайд 11
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора Финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета Контроль за использованием средств внебюджетных фондов Контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в части трансфертов из Федерального бюджета Валютный контроль
Cлайд 12
Федеральная служба финансового мониторинга Контроль за финансовыми потоками хозяйствующих субъектов Выявление незаконных финансовых потоков, в том числе финансирования незаконных формирований и террористических актов
Cлайд 13
Федеральная налоговая служба Контроль за соблюдением налогового законодательства, Проверка правильности исчисления и уплаты налогов и других платежей
Cлайд 14
Система Банка России Законотворчество в сфере ФР, Контроль и надзор, Лицензирование деятельности профессиональных участников, Обобщение и анализ информации, Методическое обеспечение.
Cлайд 15
Система Банка России Реализация денежно кредитной и финансовой политики, Лицензирование и контроль деятельности кредитных организаций, Кассовое исполнение бюджета Методическое обеспечение деятельности кредитных организаций Резервирование финансовых средств
Cлайд 16
Независимый финансовый контроль (аудит) Аудит независимая экспертиза и анализ финансовой отчетности хозяйствующего субъекта с целью определения ее достоверности, полноты и реальности, соответствия действующему законодательству и требованиям, предъявляемым к составлению финансовой отчетности. Аудитор — независимый ревизор, прошедший соответствующую аттестацию и получивший лицензию на право осуществления аудиторской деятельности.
Cлайд 17
Аудит по целям и задачам Внешний Внутренний Цели: проверка достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности; экспертиза финансово-хозяйственного состояния; оценка платежеспособности, разработка рекомендаций по хозяйственной деятельности, финансовой стратегии, налоговому планированию и т. п. Конкретные цели служб внутреннего аудита определяются в зависимости от требований руководства предприятия. Он должен охватывать все участки хозяйственной деятельности, носить предметный, строго направленный характер, быть результативным.
Cлайд 18
Бюджетные отношения - отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. Тема 2 Бюджет и бюджетное устройство.
Cлайд 19
Бюджет Форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Экономическая сущность Формально Доходы Расходы Дефицит Профицит Баланс
Cлайд 20
Бюджетная система совокупность всех бюджетов регулируется нормами бюджетного законодательства регламентируется Бюджетным Кодексом
Cлайд 21
Структура бюджетной системы РФ Федеральный бюджет Бюджеты государственных внебюджетных фондов I Бюджеты субъектов РФ Бюджеты территориальных внебюджетных фондов II Местные бюджеты, в том числе: Бюджеты муниципальных районов, городских округов, внутригородских территорий Бюджеты городских и сельских поселений III 1 2
Cлайд 22
Принципы организации бюджетной системы Принципы построения бюджетной системы Принципы формирования и исполнения бюджетов Единство бюджетной системы Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Самостоятельность бюджетов Равенство бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований Полнота отражения доходов и расходов бюджетов Сбалансированность бюджетов Эффективность и экономность использования бюджетных средств Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов Прозрачность (открытость) Достоверность бюджета Адресность и целевой характер Единства кассы Подведомственных расходов
Cлайд 23
Консолидированный бюджет РФ Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты субъектов РФ Консолидированные бюджеты муниципальных районов Бюджеты субъектов РФ Бюджеты городских округов Бюджеты муниципаль-ных районов Бюджеты городских поселений Бюджеты сельских поселений
Cлайд 24
Консолидированный бюджет 2008 Млрд. руб. В процентах к ВВП Доходы-всего 16003,4 38,4 Расходы -всего 13989,2 33,6 Профицит 2014,2 4,8
Cлайд 25
Консолидированный бюджет 2009 Всего Млрд. руб. Фед. Б. Млрд. руб. Доходы-всего 13599,7 7337,8 Расходы -всего 16048,3 9660,1 Дефицит 2448,6 2322,3
Cлайд 26
Консолидированный бюджет 2010 Всего Млрд. руб. Фед. Б. Млрд. руб. Доходы-всего 16031,9 8305,4 Расходы -всего 17616,7 10117,5 Дефицит 1584,7 1812,0
Cлайд 27
Консолидированный бюджет 2011 Исполнение консолидированного бюджета Всего Млрд. руб. Фед. Б. Млрд. руб. Доходы-всего 20855,4 11367,7 Расходы -всего 19994,6 10925,6 Дефицит 860,8 442,0
Cлайд 28
Cлайд 29
Бюджетная классификация Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Главная особенность современной бюджетной классификации Соответствие международному стандарту статистики государственных финансов (СГФ), разработанному МВФ. * Применение БК
Cлайд 30
Виды бюджетной классификации Классификация доходов бюджета Классификация расходов бюджета Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Классификация операций публично-правовых образований ( классификация операций сектора государственного управления).
Cлайд 31
Доходы и расходы. Сбалансированность бюджетов. Доходы - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета Налоговые Неналоговые Безвозмездные и безвозвратные перечисления Задачи по укреплению доходов бюджетов: Завершение налоговой реформы, Усиление мер налогового администрирования, Разработка стабильной схемы распределения налоговых доходов между бюджетами, повышение эффективности использования гос. и муниципальной собственности
Cлайд 32
Налоговые доходы Предусмотренные законодательством федеральные, региональные и местные налоги, Предоставленные налоговые кредиты, рассрочки, отсрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей.
Cлайд 33
Cлайд 34
Cлайд 35
Неналоговые доходы Доходы от использования имущества, находящегося в государственно собственности, Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, Средства, полученные от применения мер гражданско-правовой и иной ответственности, Таможенные платежи, Иные неналоговые доходы
Cлайд 36
Безвозмездные и безвозвратные перечисления Финансовая помощь из бюджетов других уровней, Перечисления из внебюджетных фондов, Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц
Cлайд 37
Расходы по структуре зависят от расходных обязательств соответствующих органов власти Федеральный бюджет Региональные бюджеты Местные бюджеты Финансовое обеспечение социальных реформ Модернизация военной организации государства Развитие общественной инфраструктуры Развитие общественной инфраструктуры Социальная защита населения Жилищно-коммунальное хозяйство Благоустройство территорий Коммунальное хозяйство Предоставление социальных услуг на базе муниципальных учреждений
Приоритетные направления расходования средств Развитие общественной инфраструктуры Обеспечение качества бюджетных услуг Приоритетные отрасли: Здравоохранение Образование Социальная защита населения
Cлайд 40
Национальные проекты Образование Здоровье Развитие АПК Комфортное жильё
Cлайд 41
Сбалансированность - необходимость достижения равенства расходов бюджета любого уровня бюджетной системы суммарному объёму доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита (ст.33 БК). Методы достижения Равенство доходов и расходов Составление бюджета с профицитом Изыскание источников финансирования дефицита
Cлайд 42
Финансирование дефицита Кредиты , полученные от кредитных организаций Займы, размещенные путём выпуска государственных и муниципальных ценных бумаг Бюджетные кредиты от иных уровней бюджетной системы Внешние источники финансирования, привлекаемые от иностранных кредитных организаций
Cлайд 43
Предельные размеры дефицита бюджета Показатель РФ Субъекты РФ Муниципальные образования Документ, устанавли-вающий пределы ФЗ о Федеральном бюджете Закон субъекта РФ о бюджете Правовой акт ОМС о бюджете Размер дефицита Не может превышать размерненефтегазовогодефицита Федерального бюджета Не более15% объёма доходовбез фин. помощи из ФБ Не более10% объёма доходовбез учёта фин. Помощи из ФБ и БСФ
Cлайд 44
Федеральный бюджет - форма образования и расходования бюджетных средств в расчёте на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ. Утверждается в форме Федерального закона федеральными органами законодательной власти.
Cлайд 45
О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов исполнение Показатель 2012 2013 2014 Доходы, млрд.руб. 12 677 12705 14092 Расходы, млрд.руб. 12 745 13730 14582 Дефицит, млрд.руб. 68 1025 490 ВВП,мдрд.руб. 60 590 64803 72493 Уровень инфляции, % 6 5,5 5
Cлайд 46
О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (проект) Показатель 2013 2014 2015 Доходы, млрд.руб. 12866 Расходы, млрд.руб. 13387 Дефицит, млрд.руб. 521 ВВП,мдрд.руб. 66515 Уровень инфляции, % 5,5
Cлайд 47
Бюджетная политика 2012-2014 г. Приоритетные задачи бюджетной политики в 2012-2014 годах: 1) интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны; 2) создание в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета; 3) улучшение условий жизни человека; 4) повышение отдачи от использования государственных расходов; 5) эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований.
Cлайд 48
Cлайд 49
Cлайд 50
Cлайд 51
Cлайд 52
Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти, власти субъектов РФ и местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Бюджетные системы Унитарные Федеративные Высокий уровень централизации БС, Незначительный объём бюджетных прав нижестоящих органов власти Высокая степень самостоятельности территориальных бюджетов, Единство общегосударственных интересов
Cлайд 53
Принципы функционирования федеративных бюджетных систем – принципы бюджетного федерализма. Бюджетный федерализм – система управления публичными финансами, основанная на разграничении между различными уровнями власти бюджетных прав и полномочий в области формирования и расходования бюджетных средств при сочетании интересов участников бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы страны и интересов всего общества в целом.
Cлайд 54
Задачи бюджетного федерализма: Распределить расходные обязательства между уровнями власти, Закрепить соответствующие им источники финансирования, Сформировать эффективную систему оказания финансовой помощи нижестоящим бюджетам.
Cлайд 55
Этапы становления бюджетного федерализма в России 2001-2005 г. - развитие бюджетного федерализма Упорядочено бюджетное устройство субъектов РФ, Разграничены полномочия между уровнями власти, Установлены стабильные доходные источники бюджетов, Определены принципы формирования и распределения финансовой помощи, Улучшилось качество управления финансами. 2006-2008 г. - повышение эффективности межбюджетных отношений Укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ, Создание стимулов для увеличения поступлений, Создание стимулов для повышения качества управления, Повышение прозрачности финансов
Cлайд 56
Этапы становления бюджетного федерализма в России Программно-ориентированное планирование, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны, повышение отдачи от использования государственных расходов, децентрализация полномочий публично-правовых образований. 2008-н.в. - результативность и инновационное развитие
Cлайд 57
Межбюджетные трансферты - средства одного бюджета, перечисляемые другому бюджету. Виды межбюджетных трансфертов: Дотация – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основах. Субвенция – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах, на осуществление определённых целевых расходов. Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.
Cлайд 58
Cлайд 59
Федеральные фонды межбюджетных трансфертов Характе-ристики Федераль-ный фонд финансовой поддержки регионов Федеральный фонд компенсаций Федеральный фонд софинансиро-вания социальных расходов Федеральный фонд регионально-го развития Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов Цель Выравнива-ние бюджетной обеспечен-ности по текущим расходам Финансирова-ние реализации федеральных законов (социальные пособия, льготы) Стимулирова-ние приоритетных расходов и поддержка реформ социальной сферы Поддержка развития региональной инфраструк-туры Поддержка и стимулирование бюджетных реформ Принцип распреде-ления Расчёт по формуле на основе оценки налогового потенциала и нормативных расходов Расчёт по формуле на основе численности лиц, имеющих право на получение социальной помощи Расчёт по формуле на основе нормативных расходов и их частичного возмещения (с оценкой хода реформ) Квоты на основе расчёта по формуле (с последующим конкурсным отбором инвестиционных проектов) Конкурс (программы реформ и их выполнение) Тип финансо-вой помощи Дотация Субвенция Субсидия Субсидия Субсидия (субвенция)
Cлайд 60
Распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2010 год Приложение 17 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" Наименование субъекта Российской Федерации Сумма (тыс. рублей) 1 2 Республика Дагестан 30 366 868,3 Республика Саха (Якутия) 39 200 910 Новгородская область 535 016,7 Псковская область 4 583 595,8 ВСЕГО 396 995 657,9
Cлайд 61
Cлайд 62
Внебюджетные фонды В соответствии с Бюджетным кодексом (ст. 13) Российской Федерации Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образующийся вне федерального бюджета бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Cлайд 63
Особенности внебюджетных фондов: запланированы органами власти и управления и имеют строгую целевую направленность; денежные средства фондов используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет; формируются в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц; страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу; расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда); из внебюджетных фондов могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов и программ.
Cлайд 64
Система внебюджетных фондов РФ Пенсионный фонд РФ Фонд социального страхования РФ Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Территориальные фонды обязательного медицинского страхования
Cлайд 65
Доходы государственных внебюджетных фондов (ст. 146 БК) обязательные платежи, установленные законодательством Российской Федерации; добровольные взносы физических и юридических лиц; Другие доходы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Cлайд 66
Расходы государственных внебюджетных фондов (ст. 147 БК в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными: федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Cлайд 67
Пенсионный фонд РФ образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. и введен в действие с 1 января 1992 г. постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2122—1, крупнейший из социальных внебюджетных фондов, Цель - государственное управление финансами пенсионного обеспечения в РФ, является самостоятельным финансово-кредитным учреждением http://pfrf.ru/
Cлайд 68
Задачи ПФР аккумуляция страховых взносов на пенсионное страхование, расходование средств Фонда в соответствии с действующим законодательством, капитализация средств, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, контроль за правильным и рациональным расходованием средств, межгосударственное и международное сотрудничество.
Cлайд 69
Законодательство ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ ПОЛОЖЕНИЕ О ПЕНСИОННОМ ФОНДЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОССИИ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНВЕСТИРОВАНИИ СРЕДСТВ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАКОПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДАХ, ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ (ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОМ) УЧЕТЕ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ.
Cлайд 70
Пенсионный фонд РФ 8 Управлений Пенсионного фонда по федеральным округам Российской Федерации 82 Отделения Пенсионного фонда по регионам (в том числе ОПФР по г. Байконур) Территориальные органы ПФР (пор. 2500)
Cлайд 71
Источники доходов бюджета ПФ страховые взносы (22% от ФОТ), прочие поступления, безвозмездные перечисления (субвенции), недоимки, пени, санкции.
Cлайд 72
Направления использования средств ПФ государственные пенсии, пенсии по инвалидности, пенсии военнослужащим, компенсации пенсионерам, материальная помощь престарелым и инвалидам, пособия на детей 1,5 – 6 лет, одиноким матерям на детей, инфицированным вирусом иммунодефицита, пострадавшим от техногенных катастроф, социальные пособия на погребенье пенсионеров, не работавших на день смерти, обеспечение текущей деятельности Фонда.
Cлайд 73
Бюджет ПФРФ на 2012 год Показатель 2012 2013 2014 Доходы, млрд.руб. 5 696 6 280 6 938 -не связанные с накопительной частью, млрд.руб. 5 222 5 723 6 295 - из ФБ, млрд. руб. 2 893 3 145 3 121 Расходы, млрд.руб. 5 407 5 948 6 567 -не связанные с накопительной частью, млрд.руб. 5 222 5 723 6 295 Профицит/(дефицит), млрд. руб. 289 332 371
Cлайд 74
Исполнение бюджета
Cлайд 75
Cлайд 76
Фонд социального страхования образован в соответствие с указом президента РФ от 7 августа 1992 года №822 «О ФСС РФ», Цель – способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе, является самостоятельным финансово-кредитным учреждением http://www.fss.ru/
Cлайд 77
Законодательство ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ПОЛОЖЕНИЕ О ФОНДЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СОЦИАЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ
Cлайд 78
Фонд социального страхования РФ Региональные отделения Центральные отраслевые отделения Филиалы отделений
Cлайд 79
Источники доходов бюджета ФСС Страховые взносы, Средства Федерального бюджета (иных бюджетов), Денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам, Доходы от размещения временно свободных средств.
Cлайд 80
Направления использования средств ФСС Выплата страхового обеспечения по социальным страховым рискам: Необходимость получения медицинской помощи, Временная нетрудоспособность, Трудовое увечье или профзаболевание, Материнство, Инвалидность, Потеря кормильца, Признание безработным, Смерть застрахованного лица.
Cлайд 81
Бюджет ФСС на 2012 год Показатель 2012 2013 2014 Доходы, млрд.руб. 579 619 667 -по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, млрд.руб. 418 445 482 -по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 72 80 89 Расходы, млрд.руб. 577 613 659 Предельный дефицит (профицит), млрд. руб. 2 6 8
Cлайд 82
Cлайд 83
Cлайд 84
Cлайд 85
Cлайд 86
Фонды обязательного медицинского страхования создан в соответствии с Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 г. № 1499-1, Цель – обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи в объёмах и на условиях соответствующих программ, Федеральные и территориальные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. www.ffoms.ru http://ptfoms.ru/
Cлайд 87
Задачи федерального ФОМС финансовое обеспечение установленных законодательством Российской Федерации прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования, обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования, аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
Cлайд 88
Задачи территориального ФОМС Реализация территориальных программ ОМС, соответствующих базовой программе ОМС в РФ, Обеспечение реализации отдельных мероприятий в области здравоохранения, Развитие материально-технической базы медицинских учреждений.
Cлайд 89
Законодательство 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ 2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 3. Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования. 4. Типовое положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования 5. Правила обязательного медицинского страхования граждан Псковской области
Cлайд 90
Доходы ФФОМС Страховые взносы, Средства Федерального бюджета на финансирование отдельных целевых мероприятий и программ, Доходы от размещения временных свободных средств и нормированного запаса, Добровольные взносы физических и юридических лиц, Прочие поступления.
Cлайд 91
Расходы ФФОМС Выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС, Государственная социальная помощь отдельным категориям граждан (ДЛО), Финансирование целевых программ оказания медицинской помощи, Расходы на управление.
Cлайд 92
Целевые фонды ФФОМС Фонд софинансирования Фонд компенсаций Образуются за счёт средств ФБ Дополнительная диспансеризация работающих граждан - субсидии Осуществление денежных выплат медицинским работникам - субвенции
Cлайд 93
Доходы ТФОМС Страховые взносы, Средства территориальных бюджетов как страховые взносы за неработающее население, Поступления из ФФОМС, Доходы от размещения временно свободных средств и нормированного страхового запаса, Прочие доходы.
Cлайд 94
Расходы ТФОМС Финансирование территориальных программ ОМС (90% бюджета), Финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения, Расходы на управление.
Cлайд 95
Субъекты ОМС в РФ Гражданин Страхователь Неработающее население – органы исполнительной власти Работающее население – организации и иные хозяйствующие субъекты Страховые медицинские организации – обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом, имеющие государственную лицензию на право заниматься обязательным медицинским страхованием Медицинские учреждения Система ОМС
Cлайд 96
Федеральный закон О БЮДЖЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НА 2012 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2013 И 2014 ГОДОВ
Cлайд 97
О бюджете ФФОМС на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов Показатель 2012 2013 2014 Доходы, млрд.руб. Из них средства ФБ 891 52 1034 50 1188 19 Расходы, млрд.руб. 891 1034 1188 Дефицит, млрд.руб. - - - Трансферты бюджету ФСС, млрд. руб. 19 19 19
Cлайд 98
Cлайд 99
Cлайд 100
Бюджетное планирование регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами; адресный и целевой характер направления бюджетных средств; непрерывность планирования годового бюджета; стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет). Принципы:
Cлайд 101
Бюджетное планирование Бюджетный процесс Вопросы теории и методологии составления бюджетов
Cлайд 102
Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением.
Cлайд 103
Участники бюджетного процесса Президент РФ, Органы законодательной (представительной) власти, Органы исполнительной власти, Органы денежно-кредитного регулирования, Органы государственного и муниципального финансового контроля, Государственные внебюджетные фонды, Главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
Cлайд 104
Полномочия законодательных органов власти Рассмотрение и утверждение бюджетов, Рассмотрение и утверждение отчётов об исполнении бюджетов, Формирование и определение статуса органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующего уровня.
Cлайд 105
Полномочия исполнительных органов власти Составление проектов бюджетов, Представление проектов бюджетов и отчётов об исполнении на рассмотрение и утверждение, Исполнение бюджетов, Управление государственным и муниципальным долгом, Ведомственный контроль за исполнением бюджетов.
Cлайд 106
Полномочия ФК Распределение доходов между уровнями бюджетов по нормам, Открытие в Банке России и других КО счетов по учёту средств бюджетов, Определение порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов, Ведение реестра ГРБС и РБС, Доведение до ГРБС показателей сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств, Ведение операций кассового исполнения бюджета, Составляет отчёт об исполнении бюджета.
Cлайд 107
Полномочия Банка России Разработка и представление на рассмотрение основных направлений денежно-кредитной политики, Обслуживание счетов бюджета, Осуществляет функцию Генерального агента по государственным ценным бумагам.
Cлайд 108
Полномочия ГРБС Определяет задания по предоставлению государственных и муниципальных услуг для подведомственных распорядителей и получателей БС, Утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений, Составляет бюджетную роспись, Исполняет соответствующую часть бюджета, Осуществляет контроль за целевым использованием и пр.
Cлайд 109
Распорядитель БС – имеет право распределять БС по их подведомственным получателям и осуществлять связанные с этим функции. Получатель БС – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение БС в соответствие с бюджетной росписью на очередной финансовый год.
Cлайд 110
Этапы бюджетного процесса Составление проекта бюджета Рассмотрение и утверждение бюджета Исполнение бюджета Составление и утверждение отчёта об исполнении бюджета
Cлайд 111
Составление проектов бюджетов Объём и темпы роста ВВП, Уровень инфляции (декабрь к декабрю), Данные о налоговом законодательстве, Предполагаемые объёмы финансовой помощи, Виды и объёмы расходов, передаваемые с одного уровня бюджетной системы на другой, Нормативы затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг. Исходные показатели:
Cлайд 112
Социально-экономические и финансовые планы Прогноз социально-экономического развития территории, Перспективный финансовый план (ПФП) – с 2007 г. утверждается вместе с ФЗ о бюджете, Бюджетные целевые программы.
Cлайд 113
Методы Метод экономического анализа – определяется степень выполнения бюджета за предыдущий год и выявляются причины отклонения, Нормативный метод – нормирование определённых статей расхода, Экстраполяционный метод – определяет финансовые показатели на основе их динамики исходя из отчётных данных за предыдущие годы.
Cлайд 114
Сопутствующие документы, составляемые с проектом бюджета Прогноз консолидированного бюджета, Инвестиционная программа, План развития государственного или муниципального сектора, Структура государственного (муниципального) долга, Программа гарантий, Оценка потерь бюджета от налоговых льгот, Оценка ожидаемого исполнения бюджета на предыдущий год, и др.
Cлайд 115
Рассмотрение и утверждение бюджетов На примере Федерального бюджета:
Cлайд 116
Проект ФЗ направляется: В Совет Федерации РФ, В комитеты Государственной Думы, Другим субъектам права законодательной инициативы, В счётную палату РФ на заключение.
Cлайд 117
Этапы рассмотрения и принятия бюджета в ГД РФ Предварительный этап (бюджетные слушания) – публичные обсуждения концепций бюджетной политики. Первое чтение – обсуждаются основные характеристики бюджета. Второе чтение – утверждаются расходы по разделам и подразделениям и т.п. Третье чтение (через 15 дней после второго) – голосование по бюджету в целом (внесение поправок не допускается)
Cлайд 118
Исполнение бюджета Обеспечение полного и своевременного поступления всех предусмотренных доходов, а также своевременного и полного финансирования запланированных расходов, Казначейское исполнение бюджета, Методологическая основа – принцип единства кассы.
Cлайд 119
Исполнение бюджета по доходам Перечисление и зачисление доходов на единый счёт бюджета, Распределение в соответствии с утверждённым бюджетом регулирующих доходов, Возврат излишне уплаченных в бюджет сумм, Учёт доходов и составление отчётности.
Cлайд 120
Исполнение бюджета по расходам Составление и утверждение бюджетной росписи, Утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей БС, Утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до РБС, Принятие денежных обязательств получателями БС, Подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств, Расходование бюджетных средств.
Cлайд 121
Составление отчёта об исполнении бюджета Составление отчётности по результатам исполнения после 31 декабря отчётного года, Не позднее 1 июня следующего года отчёт за год представляется в ГД и Счётную палату, Проверка Счётной палатой отчёта - в течение 4,5 месяцев, ГД рассматривает отчёт 1,5 мес. после получения заключения Счетной палаты, Утверждается в форме федерального закона
Cлайд 122
Тема 3 Государственный кредит и управление государственным долгом. Государственный кредит – совокупность финансовых отношений между государством и физическими или юридическим лицами, в сфере которых государство выступает в качестве заёмщика, гаранта или кредитора. Функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению: государственного долга, государственных активов.
Cлайд 123
Функции государственного кредита Образование денежных фондов, Использование денежных фондов, Контроль, Перераспределение финансовых ресурсов, Повышение эффективности использования средств, Ускорение концентрации финансовых ресурсов.
Cлайд 124
Элементы государственного долга Финансовый долг государственные долговые ценные бумаги (секьюритизированная часть) кредитные договора (несекьюритизированная часть) Условный долг - финансовые гарантии Административный долг - просроченные обязательства государства по осуществлению бюджетных расходов
Cлайд 125
Государственный долг - совокупность обязательств, выражающих отношения между государством, выступающим в роли заёмщика, с одной стороны и физическими и юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), выступающими в роли кредиторов с другой стороны по поводу объёма и условий использования и возврата денежных ресурсов, привлечённых как с использованием кредитных механизмов так и в результате неисполнения государством принятых на себя бюджетных обязательств.
Cлайд 126
Государственные займы 1. По месту размещения внешние внутренние 2. По способу обращения рыночные нерыночные 3. По сроку заимствования Краткосрочные (до 1 года) Среднесрочные (1-5 лет) Долгосрочные (свыше 5-ти лет) 4. По способу обеспечения возвратности закладные беззакладные
Cлайд 127
Государственные займы 5. По уровню эмитента федеральные региональные местные 6. По форме выплаты процентные дисконтные выигрышные индексационные 7. По обязанности заёмщика соблюдать сроки погашения с правом досрочного погашения без права досрочного погашения 8. По способу погашения оплата единовременно оплата частями
Cлайд 128
Государственные займы 9. По способу определения предлагаемого инвестору дохода постоянный доход фиксированный доход переменный доход 10. По направлению использования целевые нецелевые
Cлайд 129
Принципы управления госдолгом Безусловность Единство учёта Единство долговой политики Согласованность Снижение рисков Оптимальность Гласность.
Cлайд 130
К элементам системы управления государственным долгом относятся: правовое обеспечение кредитных отношений; согласование долговой, социально-экономической и бюджетной политик государства; подсистема контроля и учёта долговых обязательств; обслуживание и погашение долга; урегулирование долга.
Cлайд 131
Управление госдолгом включает: Формирование политики в отношении государственного долга, Определение основных показателей и предельного значения госзадолженности, Определение основных направлений воздействия на макро- и микроэкономические показатели, Выделение приоритетных направлений использования привлечённых средств.
Cлайд 132
Методы управления госдолгом Рефинансирование – погашение за счёт вновь привлечённых средств, Конверсия – изменение доходности, Консолидация – превращение задолженности в новую с более длительным сроком, Новация – соглашение о замене обязательств в рамках одного и того же договора, Унификация – объединение нескольких ранее выпущенных займов, Отсрочка – консолидация или новация при отказе от выплаты дохода в ранее установленные сроки, Дефолт - отказ государства от уплаты государственного долга.
Cлайд 133
Проблемы управления госдолгом РФ неполная разработка системы целей государственного заимствования; недостатки в разграничении полномочий, ответственности, компетенции и порядка взаимодействия органов государственно власти; неурегулированность вопросов координации и разграничения полномочий Правительства РФ и Банка России в проведении текущей долговой политики. Долговая политика
Cлайд 134
Цели управления госдолгом в среднесрочной перспективе (Основные направления долговой политики) Уменьшение относительных размеров государственного внешнего долга путём замещения внешнего долга внутренними заимствованиями, Сохранение и развитие национального рынка госбумаг, Ускорение темпов социально-экономического развития страны с помощью инструментов долговой политики (госгарантии), Управление денежной массой и борьба с инфляцией посредством долговых инструментов.
Cлайд 135
Структура госдолга по валютному критерию Государственный долг Государственный внутренний долг Государственный внешний долг
Cлайд 136
Государственный внутренний долг Государственные краткосрочные обязательства (ГКО), Облигации федерального займа (ОФЗ), Государственные сберегательные облигации (ГСО), Облигации российского внутреннего выигрышного займа (ОРВВЗ)-1992г. Доля рынка
Cлайд 137
Cлайд 138
Cлайд 139
Cлайд 140
Государственный внешний долг 1. Несекьюритизированный перед странами – участницами Парижского клуба кредиторов, перед странами - не членами Парижского клуба, задолженность бывшим странам СЭВ, коммерческая задолженность бывших советских ВТО, перед международными валютно-финансовыми организациями. 2. Секьюритизированный еврооблигации, облигации государственного внутреннего валютного займа.
Cлайд 141
Cлайд 142
Cлайд 143
Цели управления госдолгом в среднесрочной перспективе (Основные направления долговой политики) Уменьшение относительных размеров государственного внешнего долга путём замещения внешнего долга внутренними заимствованиями, Сохранение и развитие национального рынка госбумаг, Ускорение темпов социально-экономического развития страны с помощью инструментов долговой политики (госгарантии), Управление денежной массой и борьба с инфляцией посредством долговых инструментов.
Cлайд 144
Особенности управления субфедеральным долгом Отсутствие внешнего фактора, связанного с воздействием международных кредитных организаций, Политика нацелена на разрешение текущих проблем и получение максимальной выгоды в краткосрочном периоде, Конкуренция между регионами, Выпуск субфедеральных облигаций контролируется Минфином (совместный контроль). Субфедеральный долг ( www.minfin.ru ) Номинальная сумма долга