Деградация – общее ухудшение природной среды в результате необратимых изменений в структуре ее систем, что выражается в потере ими способности к самовоспроизведению.
Cлайд 3
Крайняя степень деградации – разрушение среды Войны Аварии Стихийные бедствия
Cлайд 4
Глобальный экологический кризис – это состояние нарушения устойчивости биосферы, в результате которого происходят быстрые изменения характеристик окружающей среды. 1968 год – «Римский клуб» Человек должен измениться или погибнуть Аурелио Печчеи
Cлайд 5
Cлайд 6
предельные способности природы к самоочищению и саморегуляции физическая ограниченность земельной территории в рамках планеты безотходность производства в природе и отходность человеческого производства познание и использование человеком законов развития природы в процессе использования природы и накопления опыта
Cлайд 7
Экология в цифрах площадь антропогенных пустынь достигает 8% суши города и промышленные зоны занимают 2% суши ежегодно в мире вырубается 7-20 млн га леса тропические леса вырублены на 50% леса умеренного пояса вырублены на 40% более 50% сернистого газа имеет техногенное происхождение почвы и растения городов содержат в 20-30 раз больше свинца, чем за их пределами 30% поверхности океана содержит нефтепродукты
Cлайд 8
Причины деградации и разрушения природной среды Лауреат Нобелевской премии Д.Медоуз «Новые границы роста» Формула «глобального развития» J = Р × А × Т J – нагрузка на окружающую среду Р – население А – благосостояние Т - технология
Cлайд 9
Рост населения Земли 1830г. – 1 млрд 1930г. – 2 млрд 1960г. – 3 млрд 1975г. – 4 млрд 1999г. – 6 млрд 2007г. – 7млрд
Cлайд 10
средняя продолжительность жизни в России 69,5 лет, что на 8-10 лет меньше, чем в 44 капиталистических странах каждая четвертая женщина в России не может родить по генетическим обстоятельствам здорового ребенка 20% территории России находится в критическом экологическом состоянии 70 млн человек дышат воздухом, насыщенным опасными для здоровья веществами
Cлайд 11
Увеличение среднедушевого потребления ресурсов Развитые страны (15 % населения) потребляют: 50% продовольствия 53% энергии 33% удобрений 70% деловой древесины Производят выбросов: 40% общего СО2 50% хлорфторуглеродов 82% особо опасных отходов США (4,8% населения Земли): производят 21% товаров и услуг используют 1/3 энергетических и минеральных ресурсов приходится 1/3 мирового загрязнения
Cлайд 12
Педагогические следствия необходимость развития, стимулирования у детей чувства тревожности за создавшуюся экологическую ситуацию целесообразность воспитательной работы в области регулирования рождаемости, планирования семьи (но для России: «одна семья – два ребенка») воспитание умеренных, разумных потребностей, чувства бережливости в использовании природных ресурсов
Cлайд 13
Лучшее в жизни нематериальное «Чем большим количеством вещей мы владеем, тем больше попадаем под их власть». Т.Миллер «Миллионы транзисторов не заменят куска хлеба голодному, миллиард телевизоров не спасет от жажды, триллион автомашин не даст глотка воздуха задыхающемуся. Умереть под горой технических побрякушек – удел лишь жадных глупцов». Н.Ф.Реймерс