Выполнила: ученица 5 класс МОУ СОШ №45 г.Пензы Корнеева Анастасия Научный руководитель: учитель биологии высшей категории Лотоцкая Е. Г.
Cлайд 2
Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
Cлайд 3
на примере устного народного творчества показать, что понимание бережного отношения к природе, наблюдения за закономерностями природы, последствия нарушений этих закономерностей имеет – глубокие исторические корни
Cлайд 4
Изучить сказки народов, проживающих на территории России. Выявить и проанализировать экологические аспекты в сказках. Интерпретировать народные знания с точки зрения современной науки. Показать нравственную позицию народов в отношении природы. Довести до учащихся результат наших исследований.
Cлайд 5
подбор литературы (народных сказок, критической литературы), чтение, изучение, анализ
Cлайд 6
Экология, как наука, изучающая взаимоотношения организмов с окружающей средой и другими живыми организмами, формировались не на пустом месте. Бережное отношения к природе, наблюдения за закономерностями природы, последствия нарушений этих закономерностей имеет – глубокие исторические корни. В сказках разных народов широко представлены экологические проблемы.
Cлайд 7
В одних главными персонажами являются животные. Это – сказки о животных. В других главными персонажами являются люди и фантастические существа, присутствует волшебство. Это – волшебные сказки. В третьих героями становятся люди, и побеждают они за счёт своего ума, смелости, смекалки, хитрости. Это – социально-бытовые сказки.
Cлайд 8
Сказка «Теремок» В названиях животных отражено знание особенностей их биологии и поведения. Теремок в этой сказке представляет собой экосистему, которая находится в равновесии: все животные живут сообща в теремке. Медведь же является какой-то внешней силой, которая нарушает целостность экосистемы и приводит к её гибели. Медведь может отожествляться с человеком или силами природы: засуха, пожар, наводнение, и т. д.
Cлайд 9
Сказка «Лиса и журавль» Выявляется разница в строении ротовых аппаратов у разных видов животных, связанная со способами питания. Разнообразие строения животных помогает им приспособится к различным условиям жизни.
Cлайд 10
Сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Быть может, сочинители этой сказки, пытались предостеречь людей не пить грязную воду, т.к. можно серьёзно заболеть. От животных человек может заразиться различными, в том числе и смертельно опасными инфекционными заболеваниями, одно из путей передачи инфекции через воду.
Cлайд 11
Сказка «Кощей Бессмертный» В этой сказке говорится об охране животных: о запрете отстрела животных, (медведь и заяц) птиц, (селезень) ловле рыб идущих на нерест (щука, у которой малые детки).
Cлайд 12
Сказка «Курочка ряба» Золотое яйцо – символ богатства нашей природы с её лесами, лугами, реками, растениями, животными и полезными ископаемыми. Сказка учит, что нельзя бесконечно потреблять природные богатства, иначе человек может остаться ни с чем.
Cлайд 13
Народные сказки можно рассматривать как своеобразный источник различной информации, в том числе о законах природы. В народных сказках отражены знания о природе, прослеживается желание предостеречь потомков от необдуманных поступках в отношении природы. Народные сказки имеют большое воспитательное значение и для современных детей, т.к. несут большой нравственный потенциал.