Высшая нервная деятельность Особенности ВНД человека Составила Немирович Н.Н. учитель биологии МБОУ «СОШ № 6» г. Сергиев Посад
Cлайд 2
Содержание Сознание – результат действия социальных факторов эволюции человека. Первая и вторая сигнальная система Формирование динамического стереотипа Сознание как специфическое свойство человека. Особенности бессознательных подсознательных процессов.
Cлайд 3
Цель Используя знания о социальных факторах эволюции человека, объяснить причины возникновения сознания как исключительного свойства человека. Задачи: Развивать знания о высшей нервной деятельности на основе рассмотрения особенностей ВНД человека. Формировать умения сравнивать.
Cлайд 4
Сознание – результат действия социальных факторов эволюции человека. Сознание – высшая ступень развития психики, свойственная только человеку
Cлайд 5
Социальные факторы антропогенеза Коллективная трудовая деятельность Общение – Речь Сознание
Cлайд 6
Первая сигнальная система Ощущение – воздействие на рецептор Восприятие – основа представлений Образ
Cлайд 7
«Рефлексы головного мозга» 1863 г. Психическая («душевная») деятельность человека объяснена рефлекторным принципом работы нервной системы Сеченов И. М. 1829-1905 г.г.
Cлайд 8
Принципы рефлекторной теории Принцип причинности: нервные явления не происходят без причины Принцип структурности: функциям происходящим в головном мозге соответствует ее материальный носитель - элемент нервной системы Принцип единства анализа и синтеза: работа мозга строится на основе анализа и синтеза. Организм извлекает полезную информацию, перерабатывает ее формирует ответные действия.
Cлайд 9
Сеченов утверждал: Что рефлексы головного мозга включают три звена: Возбуждение в органах чувств Процессы возбуждения и торможения в мозгу Движения и действия человека, т.е. поведение
Cлайд 10
Павлов И. П. - основоположник физиологии поведения. Открыл вторую сигнальную систему Поведение – это сочетание условных и безусловных рефлексов Создал учение о безусловных и условных рефлексах Павлов И. П. 1849-1936 г.г.
Cлайд 11
Образование условных рефлексов. Реакция на внешние воздействие (шум) – безусловный рефлекс – условный рефлекс (ориентировочный). Условный рефлекс – временная связь на время действия условий. Условный рефлекс составляет основу учения и воспитания.
Cлайд 12
Запечатление - связующее звено между врожденными и приобретенными формами поведения Значение: Запоминание родителей; Перенимают навыки поведения; Формирование личности человека;
Cлайд 13
Вторая сигнальная система: Слова – вторые сигналы – сигналы сигналов. Слова формируются в процессе общения Слово – мышление – познание.
Cлайд 14
Динамический стереотип Объединение в динамическую цепочку несколько условных рефлексов. Основа чтения и письма, привычек, приобретения навыков ходьбы, плавания, бега. Основа поведения человека Препятствует преодолению вредных привычек.
Cлайд 15
Сознание – высший уровень развития психики. Сознательная деятельность: Составляет план. Обдумывает способы осуществления плана. Опирается на опыт других людей (или советуется). Добивается поставленной цели.
Cлайд 16
Процессы сознания У человека Память. Воображение Мышление У животных Рассудочная деятельность Конкретное мышление
Cлайд 17
Рассудочная деятельность животных
Cлайд 18
Доминанта Доминанта – главенствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе Пример: а) сосредоточение внимания, б) способность человека к волевым усилиям. А.А. Ухтомский, физиолог
Cлайд 19
Подсознательные процессы Это все процессы доведенные до автоматизма.
Cлайд 20
Формирование навыков Обучение (чему-либо) Активный сознательный процесс Выполнение без участия сознания, т.е. автоматически.
Cлайд 21
Сигнальные системы действительности
Cлайд 22
Домашнее задание Параграф 31. А.Г.Хрипкова, Д.В.Колесов «Гигиена и здоровье», М., «Просвещение»,1984 Подготовить сообщение или презентацию на тему «Люди науки»: о жизни и деятельности ученых, участвовавших в становлении отечественной науки.