Код презентации скопируйте его
Высшая нервная деятельность Особенности ВНД человека Составила Немирович Н.Н. учитель биологии МБОУ «СОШ № 6» г. Сергиев Посад
Содержание Сознание – результат действия социальных факторов эволюции человека. Первая и вторая сигнальная система Формирование динамического стереотипа Сознание как специфическое свойство человека. Особенности бессознательных подсознательных процессов.
Цель Используя знания о социальных факторах эволюции человека, объяснить причины возникновения сознания как исключительного свойства человека. Задачи: Развивать знания о высшей нервной деятельности на основе рассмотрения особенностей ВНД человека. Формировать умения сравнивать.
Сознание – результат действия социальных факторов эволюции человека. Сознание – высшая ступень развития психики, свойственная только человеку
Первая сигнальная система Ощущение – воздействие на рецептор Восприятие – основа представлений Образ
«Рефлексы головного мозга» 1863 г. Психическая («душевная») деятельность человека объяснена рефлекторным принципом работы нервной системы Сеченов И. М. 1829-1905 г.г.
Принципы рефлекторной теории Принцип причинности: нервные явления не происходят без причины Принцип структурности: функциям происходящим в головном мозге соответствует ее материальный носитель - элемент нервной системы Принцип единства анализа и синтеза: работа мозга строится на основе анализа и синтеза. Организм извлекает полезную информацию, перерабатывает ее формирует ответные действия.
Сеченов утверждал: Что рефлексы головного мозга включают три звена: Возбуждение в органах чувств Процессы возбуждения и торможения в мозгу Движения и действия человека, т.е. поведение
Павлов И. П. - основоположник физиологии поведения. Открыл вторую сигнальную систему Поведение – это сочетание условных и безусловных рефлексов Создал учение о безусловных и условных рефлексах Павлов И. П. 1849-1936 г.г.
Образование условных рефлексов. Реакция на внешние воздействие (шум) – безусловный рефлекс – условный рефлекс (ориентировочный). Условный рефлекс – временная связь на время действия условий. Условный рефлекс составляет основу учения и воспитания.
Запечатление - связующее звено между врожденными и приобретенными формами поведения Значение: Запоминание родителей; Перенимают навыки поведения; Формирование личности человека;
Вторая сигнальная система: Слова – вторые сигналы – сигналы сигналов. Слова формируются в процессе общения Слово – мышление – познание.
Динамический стереотип Объединение в динамическую цепочку несколько условных рефлексов. Основа чтения и письма, привычек, приобретения навыков ходьбы, плавания, бега. Основа поведения человека Препятствует преодолению вредных привычек.
Сознание – высший уровень развития психики. Сознательная деятельность: Составляет план. Обдумывает способы осуществления плана. Опирается на опыт других людей (или советуется). Добивается поставленной цели.
Процессы сознания У человека Память. Воображение Мышление У животных Рассудочная деятельность Конкретное мышление
Доминанта Доминанта – главенствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе Пример: а) сосредоточение внимания, б) способность человека к волевым усилиям. А.А. Ухтомский, физиолог