Код презентации скопируйте его
Традиционно оды подразделяются на типы: Жанр оды Победно-патриотические Торжественные (похвальные) Философские Духовные Анакреонтические
В соответствии с требованиями классицизма ода отличается логической стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль логически вытекает из предыдущей. «Ода на день восшествия…» состоит из 24 десятистишных строф с повторяющейся рифмовкой. Композиция оды
1 – 2 строфы – зачин с традиционным обращением к тишине и прославлением красоты и величия мироздания и самой императрицы: Царей и царств земных отрада, Возлюбленная тишина, Блаженство сел, градов ограда, Коль ты полезна и красна!
3 – 6 строфы – прославление деяний императрицы Елисаветы Петровны: Когда на трон она вступила, Как вышний подал ей венец, Тебя в Россию возвратила, Войне поставила конец…
В 7 – 11 строфах поэт восхищением вспоминает Петра I – царя-реформатора, идеал русского монарха, о кончине которого скорбит автор оды, сожалея и о смерти его супруги Екатерины I: Послал в Россию Человека, Каков неслыхан был от века. Сквозь все препятства он вознес Главу, победами венчанну, Россию, грубостью попранну, С собой возвысил до небес.
Начиная с 12 строфы поэт вновь возвращается к восхвалению «Великой Петровой дщери», уже более подробно останавливаясь на ее заслугах. При этом он описывает богатство, красоту и необъятность просторов ее державы. Призывает к освоению еще неразработанных природных богатств и развитию в связи с этим науки: Воззри на горы превысоки, Воззри в поля свои широки, Где Волга, Днепр, где Обь течет; Богатство, в оных потаенно, Наукой будет откровенно, Что щедростью твоей цветет.
22 – 23 строфы – знаменитое обращение к соотечественникам, которых Ломоносов убеждает в пользе занятий наукой: Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
Последняя, 24 строфа – заключительное прославление императрицы и благословение ее мудрого , миролюбивого царствования: Тебе, о милости источник, О ангел мирных наших лет! Всевышний на того помощник, Кто гордостью своей дерзнет, Завидя нашему покою, Против тебя восстать войною; Тебя зиждитель сохранит Во всех путях беспреткновенну И жизнь твою благословенну С числом щедрот твоих сравнит.
Тематика и проблематика оды Поэт говорит о том, что, по его мнению, должно способствовать развитию и процветанию Отечества. О важности миролюбивой политики императрицы. О необходимости развития просвещения и науки, которые, с его точки зрения, будут способствовать развитию и процветанию государства.
Художественные особенности произведения определяются его жанром и идейно-тематическим содержанием. Оно полностью соответствует одическому канону, который составляют устойчивый метр и устойчивая строфика. Ода написана четырехстопным ямбом, состоит из десятистишных строф с определенной системой рифмовки: аБаБввГддГ. Художественное своеобразие
Торжественность стиля достигается употреблением в оде славянизмов: класы – колосья, зиждитель – Бог, дщерь – дочь, воззри – посмотри; образов, почерпнутых из античной мифологии: Минерва – богиня мудрости, Марс – бог войны, Нептун – бог моря, Борей – северный ветер;
Обилие риторических вопросов, восклицаний и и обращений: «Молчите, пламенные звуки, и колебать престаньте свет…» «Но ах, жестокая судьбина!» «Какая светлость окружает в толикой горести Парнас?»
Часто Ломоносов использует характерные сравнения, метафоры, олицетворения: «Там тьмою островов посеян, реке подобен океан»; «Твои щедроты ободряют наш дух и к бегу устремляют, Как в понт пловца способный ветр…»; «Вы, наглы вихри, не дерзайте реветь, но кротко разглашайте прекрасны наши времена».
4 - Радостна премена... - дворцовый переворот, приведший Елизавету на трон. 7 - Послал в Россию Человека... - Петра I. 9 - Тогда божественны науки... - речь идет об основанной Петром I Академии наук, открытой уже после его смерти в 1725 году. 10 - Завистливым отторжен роком... - Петр I умер в 1725 году. 11 - Екатерина I (1684-1727) - жена Петра I, российская императрица. Примечания к оде
11 - Секвана - латинское название Сены, намек на Парижскую Академию наук. 19 - Колумб Российский - Витус Беринг (1681-1741) - русский мореплаватель. 21 - Верхи Рифейски... - Урал. 22 - Платон (427-347 до н. э.) - греческий философ. Невтон - Исаак Ньютон (1643-1727) - английский физик и математик. 23 - Науки юношей питают... - строфа является стихотворным переводом фрагмента из речи римского оратора и политического деятеля Марка (106-43 до н. э.) в защиту поэта Архия (р. в 120 до н. э.).
«С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим» В.Г.Белинский Значение произведения
Значение произведения Ода показала богатейшие возможности русского поэтического языка и тем самым способствовала дальнейшему развитию русской литературы. Мысли Ломоносова о значении науки остаются актуальными по сей день. Они отражают позицию современного общества и человека и могут служить эмблемой нашего времени, когда наука получила небывалое доселе развитие. Идеи, заложенные в оде, оказали существенное влияние на творчество Державина, Пушкина и др. русских писателей.
Московский Государственный университет, престиж которого признан во всем мире, носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.
Подведем итог Когда и в связи с чем написана ода? Каким стихотворным размером она написана? Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической? Какова главная, ведущая тема оды? Каким стилем написана ода? Какие приемы, характерные для классической оды, встречаются в этом произведении?