МОУ «ГИМНАЗИЯ№5» Машаруева Анна 4 класс, 10 лет Руководители: Машаруева Н.В. Морозова Г.П.
Cлайд 2
Cлайд 3
Тема: Куклы - обереги
Cлайд 4
Актуальность: в современное время куклы используются просто как игрушка, истинное назначение кукол утеряно. Ведь раньше куклы воспитывали ребёнка, развивали его и много могли рассказать о жизни наших предков. Гипотеза: Возрождение народных традиций, связанных с обрядовой куклой, возможно, если 1. изучить старинные русские обряды; 2. восстановить технологии изготовления русских обрядовых кукол; 3.научить людей использовать куклы с целью воспитания будущих поколений:
Cлайд 5
Цель: изучить и восстановить технологии изготовления русских тряпичных кукол и научить других людей правильно понимать значение кукол, использовать их не только в игре, но и в воспитании будущих поколений. Задачи: 1. Изучить историю возникновения кукол-оберегов. 2. Изучить использование кукол в русских обрядах. 3. выполнить по традиционным технологиям образцы русских обрядовых куко – оберегов.
Cлайд 6
В настоящее время куклы используются как игрушки или их выполняют для декорации и выставок. В России существуют целые производства или промыслы по выпуску таких кукол. Кукол делают из различных материалов. Например : «филимоновские», «дымковские» и «каргопольские» игрушки делают из глины, куклы «на счастье», куклы «панки» – из дерева, куклы делают из соломы и тряпок. Очень немногие куклы сохранились как обрядовые. Например, кукла «Кострома» или, как её ещё называют – Костробонька, использовалась на празднике Ивана Купалы. Всем хорошо известна Масленица, которую сжигают в конце зимы, как бы прощаясь со злой старухой – зимой. Эти куклы делались из всего, что было под рукой.
Cлайд 7
Особенно загадочными и интересными для меня оказались тряпичные куклы, которые и стали объектом моего изучения. Тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры. Самые первые куклы делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, а к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба – женское божество. Баба передавалась по женской линии от бабушки к внучке, дарилась на день свадьбы. В большинстве случаев кукла – это образ женщины, богини и потому имела с ней прямую связь. Женщина давала мужчине куклу, когда тот уходил на войну или просто в дорогу собирался. Считалось, что кукла охраняет мужчину и напоминает о доме, очаге.
Cлайд 8
У каждой хозяйки в доме в «красном углу» была куколка. Когда в доме возникали ссоры, куклой выметали «сор из избы. С самого рождения и до смерти русского человека сопровождали обряды и главную роль в них играли куклы. При рождении ребёнка вся семья садилась и делала «кувадок», которых подвешивали в бане, чтобы они на себя забирали все боли. «Кувадки» делали, когда в доме находился больной. После излечения эти куклы сжигали.
Cлайд 9
Cлайд 10
Когда ребёнок рождался и жил первые недели до крещения , мастерили куклу «пеленашку» и клали в колыбельку ребёнку. Считалось, что в первые месяцы жизни ребёнок наиболее подвержен влиянию злых сил и болезней. «Пеленашка» должна была отвлекать злые силы на себя.
Cлайд 11
«Вепсская кукла» сопровождала ребёнка с самого детства и до тех пор, пока не »уходила», то есть не рвалась, портилась. Делалась она из старых материных вещей, без использования иглы и ножниц. Это для того, чтобы жизнь ребёнка не была резаная и колотая. Эта кукла была оберегом. До рождения ребёнка её клали в колыбельку, чтобы она согревала её, после рождения – она висела над колыбелькой, а когда ребёнок подрастал, он играл куколкой.
Cлайд 12
Рассматривая старые куклы, мы заметили, что у них отсутствуют ноги и нет лица. Отсутствие ног объясняется тем, чтобы кукла не убежала, ведь она тоже член семьи, ею дорожат. Изображение лица в кукле было строго запрещено. Деревенские женщины считали, что лицо кукле вовсе не нужно: в доме не должно быть лишних глаз. Зрячая кукла опасна для ребёнка. Глаза, нос, рот, уши – это врата, через которые проникают в наш мир и добрые и злые силы.
Cлайд 13
Cлайд 14
Cлайд 15
Делать тряпичные куклы меня научила моя мама – Машаруева Наталья Васильевна. Этому она обучает и детей и взрослых. Мама проводит « мастер – классы» в городской библиотеке. Мы ходили к ней всем классом и научились делать куклы «День» и «Ночь». Даже нашим мальчикам понравилось это занятие. Они сделали кукол, не хуже, чем девочки.
Cлайд 16
Куклы «День» и «Ночь». Одна оберегает хозяев днём, а другая – ночью.
Cлайд 17
Вывод: В ходе исследования я пришла к выводу, что сначала Кукла была частью древних ритуалов, но постепенно она стала просто игрушкой. Её уже не хранят как реликвию и не передают из поколения в поколение.Она только развлекает, доставляет наслаждение. Но ведь кукла должна ещё и учить и воспитывать , и нести тепло человеческих рук. Мы готовы поделиться с каждым, кто хочет научиться делать тряпичные куклы, такие, как «кувадка», «вепсская», «крупеничка» и много других, о которых мы ещё не упоминали.
Cлайд 18
Cлайд 19
Использованные материалы: 1. Лунина Г.В. «Воспитание детей на традициях русской культуры»; М; ЦГЛ;»Элизе Трейнинг»: 2004г. 2. Дайн Г. «Анатомия тряпичной куклы»; газета «Исскуство» №7(125) 1-15 апреля 2004г. 3. сайт вИнтернете www/rukukla.ru «Народная игрушка»