ЭПИГРАФ «Имея дело с проблемой прогрессирующей нравственной деградации части общества, мы стоим не только перед задачей улучшения морального климата, но и перед вопросом национального выживания…» Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на открытии XXI Международных Рождественских образовательных чтений в январе 2010г.
Cлайд 3
ВОСПИТАНИЕ – часть обучения?
Cлайд 4
ВОСПИТАНИЕ – итог образования?
Cлайд 5
2002 г. усилиями трех министерств РФ – по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации, образования и культуры была разработана межведомственная федеральная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи» (2003-2007 гг.).
Cлайд 6
2008г. В Госдуме был рассмотрен целый пакет из 16 федеральных законов, направленных на защиту нравственности подрастающего поколения и долгосрочный (2008-2015гг.) проект «Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей и защиты нравственности в РФ».
Cлайд 7
Духовно-нравственные деформации в детской и подростковой среде находятся вне контроля российского государства и общества, что серьезно угрожает национальной безопасности России.
Cлайд 8
2009г. издана «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.), которая стала методологической новых образовательных стандартов.
Cлайд 9
Концепция воспитания гражданина России определяет национальный воспитательный идеал (госзаказ на воспитание нового гражданина России), систему базовых национальных ценностей и условия их реализации.
Cлайд 10
Модель выпускника школы «нравственный, ответственный, инициативный и компетентный гражданин России».
Cлайд 11
12.12.2012г. Президентское Послание к Федеральному собранию В.В. Путин в обозначил новый вектор развития России – духовно-нравственный.
Cлайд 12
Национальный воспитательный идеал и высшая цель нынешнего школьного образования — гражданин и патриот (так называемая «российская идентичность»).
Cлайд 13
ОРКСЭ и воспитательные цели Цель курса: формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Cлайд 14
Одна из главных задач ОРКСЭ научение детей нравственной рефлексии
Cлайд 15
Рефле ксия (от лат. reflexio — обращение назад) это перенос внимания человека на самого себя и на своё сознание, на продукты собственной активности. Это способность человека взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои действия и поступки, а при необходимости перестроить их на новый лад.
Cлайд 16
Новообразование младшего школьного возраста Рефлексия традиционно относится к важнейшим новообразованиям младшего школьного возраста наряду с развитием мышления, познавательного интереса, произвольности поведения.
Cлайд 17
Нравственная рефле ксия анализ самого себя с точки зрения должного. ЧТО ТАКОЕ ДОЛЖНОЕ? ОПК – заповеди Божии СЭ - принятое большинством людей ОРКСЭ – заказ государства
Cлайд 18
Компоненты нравственной рефле ксии (и этапы): 1) знания (нравственные представления и понятия); 2) чувства - внутреннее переживание, работа души - сердца, разума и воли, воспитание стремления к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию; 3) поступки – выполнение нравственных упражнений (совершение нравственного выбора в определенной предложенной ситуации); 4) деятельность – постепенное накопление собственного социального опыта
Cлайд 19
Схема воспитания (учитель истории А.В.Елисов)
Cлайд 20
ПОКАЗАТЕЛИ ВОСПИТАННОСТИ Нравственная рефлексия наряду с адекватной самооценкой, высоким уровнем развития эмпатии являются показателями воспитанности учащегося
Cлайд 21
Осознание своего эмоционального состояния умения прислушаться к себе, называть свои состояния и настроения, понимать свои качества и свои достоинства, сильные и слабые стороны Сопутствующая задача - обогащение словаря школьников соответствующей лексикой для ведения таких разговоров, в этом может помочь «Словарик Мисс Эмоции» или можно использовать Словарь настроений О.А.Лисовской
Cлайд 22
УМЕНИЯ нравственной рефлексии (НР) чувство ответственности за последствия своих поступков, попытки их продумать; умение чувствовать нравственную красоту и уродство (критерии различения добра и зла); воспитание социальных и нравственных чувств - доброжелательного отношения к сверстникам, уважительного отношения к взрослым, умения терпеливо выслушивать друг друга (начальные толерантные умения);
Cлайд 23
УМЕНИЯ в НР постепенное формирование нравственной позиции через демонстрацию (в нашем случае – высказывание) своей точки зрения; развитие желания действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях; воспитание интереса учащихся к самим себе, желания самосовершенствования;
Cлайд 24
УМЕНИЯ в НР позитивное отношение к обычаям и традициям своей семьи, своего народа; умение слушать и слышать, смотреть и видеть («Самого главного глазами не увидишь»), осознавать и делать выводы; умение встать на позицию других людей, чтобы постараться их понять (эмпатия); позитивный эмоциональный опыт принятия нравственно-ответственных решений…
Cлайд 25
Приемы рефлексии «Светофор» или «Термометр удовлетворен-ности»
Cлайд 26
Приемы рефлексии Выбери предложение и продолжи его: «Я уже знал....», «Я узнал...», «Мне было интересно на уроке, потому что…»; …
Cлайд 27
Приемы рефлексии Каким было общение на уроке? Выбери:
Cлайд 28
Приемы рефлексии Более 50 приемов описаны в статье О.А.Костылевой «Приемы рефлексии на уроке».
Cлайд 29
Приемы нравственной рефлексии Использование «Золотого правила нравственности»: «Как бы ты хотел, чтобы поступили с тобой в подобной ситуации?»
Cлайд 30
Не делай другим того, чего бы ты не хотел, чтобы сделали тебе
Cлайд 31
Приемы нравственной рефлексии Прием «царский путь» =«и нашим и вашим») – поиск и нахождение решения, утраивающее обе конфликтные стороны, но без нарушения нравственных норм
Cлайд 32
Приемы нравственной рефлексии Высказывание своей т.з. Это могут быть и просто ответы на проблемные вопросы (вслух и письменно). Обсуждение какой-либо проблемы
Cлайд 33
Приемы нравственной рефлексии Личностно-значимые вопросы, к примеру, «Задай свой вопрос по теме»
Cлайд 34
Приемы нравственной рефлексии «Заявление о ценностях» (некоторые считают этот прием одной из педагогических технологий воспитания социальной солидарности) – = составление своего «кодекса чести»
Cлайд 35
Приемы нравственной рефлексии Анкетирование с размышлением; Нравственный выбор (в проблемной ситуации)…
Cлайд 36
Интерактивные методы в НР Алгоритм работы: Дается тема (проблема) и несколько минут для ее личного обдумывания. Далее организуем групповое обсуждение предложенного вопроса. Условие работы в группе: выслушать каждого, объединить схожие мысли, представить позицию группы всему классу. После коллективного обсуждения следует голосование каждого за выбранные варианты. В конце подводится итог .
Cлайд 37
ТРУДНОСТИ в НР четвероклассникам также сложно осознать порой свою личную позицию, у них еще нет четких жизненных ценностей, трудности в коммуникации, нехватка слов, недостаточный опыт участия в дискуссиях…
Cлайд 38
Сосредоточенность на себе можно развивать и на других уроках, в разнообразных формах активного социально-психологического взаимодействия — тренингах, ролевых играх, групповых дискуссиях в системе классных часов, на занятиях дополнительного образования.