Происхождение названия месяца. Август получил свое название в честь римского Характеристика и описание Третий месяц лета. Спад лета. Происхождение названия месяца. Август получил свое название в честь римского им ператора Октавиана Августа. Русский народ называл его «серпень», «густырь», «хлебосол », «припасиха- собериха», «ленораст » (лен расстилали на лугах) жнивень, разносол ,щедрый, густоед, густарь, - в этот месяц разгорается пора жатвы и уборки урожая; называют август «зарев»,«зорник»,»зарник» - в месяце ясные, холодные зори В украинском языке у августа название «серпень», а в белорусском - «жнивень». Температура воздуха: от +12° C до +22° C; Самая высокая ав густовская температура была зафиксирована в 1938 го ду —36°С, а самая низкая в 1884 году — 12,5°С. Световой день: 14 ч. 54 мин; Продолжительность дня все больше уменьшается . Описание погоды и природы: Август — последний летний месяц, вкусная и сладкая пора, самая важная пора уборки урожая и подготовка к новому посеву. Месяц август дарит нам большой урожай фруктов, овощей и вкусных ягод. Во второй половине августа наступает особый грибной сезон . Разворачивается уборка хлеба. В августе лето заканчивается, и начинается первоосенье: листья начинают желтеть, первые листопады, сохнет трава ,а животные готовятся к зимовке, первый отлет птиц. Ветра в августе слабые.Дожди идут не часто,, редко случаются грозы.Теплое солнце, ночные похолодания, по утрам тоже чувствуется похолодание, появляется холодная роса. С Ильина дня вода холодная.. День стал короче, а ночи длинней. А солнце все-равно по-летнему греет, летняя жара спадает и устанавливается череда теплых спокойных дней. Гулять в этом месяце одно удовольствие, ведь солнце уже не так припекает, а дни стоят теплые и спокойные. Вот только вечером одеваться надо уже чуть потеплее, так как солнышко садится начинает рано . Начинаются проводы лета - медовый Спас, за ним второй - Яблочный Спас и третий Спас - оканчивали жатву хлеба
Cлайд 3
Народные приметы августа В августе дуб желудями богат — к урожаю. Если листья на деревьях в августе желтеют сни зу, ранний сев будет хорош. Август — густарь, густоед, разносол: всего вдо воль Брусника поспела наполовину, рожь — цели ком. В августе всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье. В августе до обеда лето, а после обеда — осень. Много ягод — к холодной зиме. Стрижи летают низко и с криком — к дождю и ветру. Утки и гуси сильно полощутся в воде — на дождь, притихли — на грозу. Перед непогодой певчие птицы перестают петь. В августе заготавливают березовые веники. Предосенний сбор лекарственных трав - целебные травы в лучшей своей поре, во всей целебной силе. Яблони клонятся долу, отяжелев от плодов. Август и у рыб сытная пора. Август - лета закат, последний летний месяц. Августовская ночь длинна, вода - холодна. Август придет - свои порядки заведет. Золотистый цвет зари и фиолетовая окраска горизонта — к хорошей погоде. Сильное мерцание звезд на рассвете предвещает через два-три дня дождь. Коль пошел парной туман над лесом — иди по грибы. Много мошек — готовь под грибы лукошек. Муравьи спешно, среди дня заделывают входы — будет дождь. Если пчелы улетели с утра в поле — будет хорошая погода. Если паук направляет свою паутину в сторону севера жди похолодания, а если паутину направляет на юг — будет потепление. Если листья на деревьях желтеют снизу - ранний сев будет хорош. Комары толкутся столбом - к ведру. К дождю - собаки валятся по земле, мало едят и много спят, кричат иволги, раки выходят на берег, кричит журавль, сыч кричит по ночам. В августе ветер дует порывами - к тихой погоде.
Cлайд 4
Пословицы и поговорки На зимний стол август готовит разносол. Август греет спину, холодит грудь. Кто в августе спит, тот голодный будет ходить. Брод хвалят после того, как переправятся, урожай - когда в закрома засыпят Август - разносол, всего вдоволь. На зимний стол август готовит разносол. В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит. В августе до обеда - лето, а после обеда - осень. На зимний стол август готовит разносол. Август греет спину, холодит грудь. Кто в августе спит, тот голодный будет ходить. Брод хвалят после того, как переправятся, урожай - когда в закрома засыпят. • В августе до обеда — лето, после обеда — осень. Август-густарь, страды государь. Август-батюшка заботой-работой мужика тешит. Август каторга, да после будет мятовка. В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит. В августе всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье. В августе всему час: держи рукавички про запас. В августе зима с летом борются, В августе серпы греют, вода холодит. В августе крестьянину три работы: и пахать, и косить, и сеять.
Cлайд 5
Заметные народные приметы июня Заметные народные приметы августа 1 августа Макрида Макринин день. По Макриде осень видно: мокрый день и осень дождлива будет" Макрида мокра - и осень мокра" В устных календарях - указчицы осени. «Смотри осень по Мокриде» , «Дождь с утра - не жди добра: будет вся осень мокра». «Коли на Мокриды дождь, на следующий год уродится рожь». Летние работы кончаются, осенние начинаются. "Макрида снаряжает осень, а Анна (7 августа) - зиму". День Макриды является важным для будущего года. 2 августа Ильин день . Илья Пророк (Илия). громобой, обжинки, сухой и мокрый, морковник, богатые соты, бараний рог. На Ильин день, если Луна на прибыли, сев озимых (ржи, пшеницы) может быть поздним - вплоть до Покрова (14 октября), если на ущербе - до Фрола и Лавра (31 августа). На Илью до обеда лето, после обеда осень. Замечают: если в Ильин день сухо, то шесть недель будет сухо, если в этот день дождь, идти ему шесть недель. Заканчивается сенокос, начинается жатва. Петр-Павел на час день убавил, а Илья-пророк - два уволок "Во что Илья, в то и Воздвиженье" (27 сентября). Начинаются утренники. С Ильина дня воды стынут – конец купанию. Второй урожай грибов. . Придёт Петрок – сорвёт листок, придёт Илья – отщипнет два. До Ильи мужик купается, после Ильи с рекой прощается. «Петров день - с колоском, Илья - с колобком». «Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом». «Коли к Ильину дню рожь убрана, то новый посев оканчивается до Флора и Лавра (31 августа), а коли рожь поспевает позже, то и сев позже, до Семена-дня (14 сентября)». 4 августа Марья-сильные росы Мария Магдалина Мария Ягодница Женский день Коли на Марью сильные росы - льны будут серы и косы". "На Марию вынимают цветочные луковицы". В лесах идет сбор черной и красной смородины, черники «Коли гроза — сена будет за глаза». 5 августа Трофим-бессонник Бессонники, пора усиленных работ, страды. Горька калина, хоть меду - половина."Долго спать - добра не видать . «Идет работа - спать неохота». «Долго спать - с долгом встать ! (5 до 12 августа справлять «калинники-малинники»).
Cлайд 6
6 августа Борис и Глеб. Летние. "Борис и Глеб - поспел хлеб".Не рекомендовалось выезжать в поле - чтобы там не было пожара. "На Глеба и Бориса за хлеб не берися". 7 августа Анна летняя. Макарий зимоуказница (зимоуказательница) холодные утренники. День святой Анны. Анна Холодница, Если ночь на следующий день будет свежая и холодная, то зима наступит рано и ожидается морозной Какова погода до обеда, такова зима до декабря, какова погода после обеда - такова зима после декабря Анна припасает утренники. "День ясный, теплый - зима лютая, морозная, а если день дождем выдался - зима теплая и снежная" 9 августа Целитель Пантелеймон Пантелеймон Зажнивный, Никола Кочанский. Предосенний сбор лекарственных трав. Вилки в кочан завиваются. Добро свежих щей похлебать, если к ним ломоть хлеба-новины! Готовили, сушили целебные травы и ягоды 10 августа Прохоры и Пармены. менялы У соседа ломоть в руке толще! «Меняй сто рублей, ни копейки не останется». «На Прохоры-Пармены не затевай никакой мены».«Поменять веру - поменять и совесть» 11августа Калинов день Калинник. "Пронеси, Господи, Калинника мороком (туманом), а не морозом". Мрачное туманное время неблагоприятно для пчел. "В мороки пчеле ходу нет". * Если спелый овёс во второй раз зазеленеет - осень будет ненастной 12августа Сила и Силуан(Силуян) Силов день. Иван Воин Лучший срок сева озимых –посеянная рожь, родится сильно. "Святой Сила прибавит мужику силы". "На Силу бессильный богатырем живет (от сытной пищи, нового хлеба)". 14 агуста Первый Спас. Первые проводы лета - осени встреча Макавей Медовый (Мокрый) спас, лакомка, Спас-на-воде. Отцветают розы, падают хорошие росы. Начинается отлет в теплые края ласточек и стрижей. " На первый Спас и нищий медику попробует". Завершается полярный летний день. Во время Медового Спаса вырезали соты с мёдом. Начало Успенского поста . В первый Спас – проводы лета, пчёлы перестают носить взяток. Пришёл Спас – держи рукавицы прозапас.Проводы лета. Со Спаса - холодные росы. «У Спаса всего в запасе: и дождь, и вёдро, и серопогодье». «На тычинке городок, в нем семьсот воевод» - подсыхают кубышки мака. «Семь лет маку не родило, а голоду не было». «Первый Спас соты заламывает (и бабьи грехи замаливает!)».
Cлайд 7
15авг уста Степан-Сеновал и Василий, диво московское . К этому времени в лугах отрасла отава - "второе сено". Начинают косьбу: "И отавка сену прибавка". "Отава - осеннее сено, летнее прибережет". "Каков Степан Сеновал, таков и Сентябрь". По тому, каковы дни 15-19 августа, судили про погоду на сентябрь-январь. Крутые ветра - к крутой зиме, южный ветер с вихрями - к снежной 16 августа Исаакий и Антон Вихровей. Каков Вихровей, таков будет и октябрь. Если ветер с вихрями - ожидай снежную зиму. Завихрит со всех сторон - будет злющая зима с толстым снегом на дома. "Каков Исаакий, таков и Никола Зимний (19 декабря)". 17 августа Авдотья– Евдокия огуречница семь отроков, малиновка, кривые огурцы, сеногной Какова Авдотья – таков ноябрь. * Срывают огурцы, убирают чеснок, 18 августа Евстигней-житник * Каков Евстигней, таков и декабрь. Житник, в почин уборки ячменя. Какой погодой отметится житник, тем отзовется декабрь 19 августа Второй Спас - Яблочный Преображение Господне С п ас –на -горе . Большой крестьянский праздник, Осенины – Окончание Успенского поста Массовое созревание яблок, встреча осени. Сухой день сулит сухую осень, мокрый - мокрую, а ясный - суровую зиму. "Каков день во второй Спас, таков и Покров (14 октября)".Золотое Яблоко Солнца начинает своё Преображение в новую ипостась – Зарю. В этот день впервые разрешалось есть яблоки, которые в индоевропейской традиции символизировали жизненную силу, красоту, вечную молодость. Золотое яблоко – древнейший символ Солнца. «С Преображенья погода преображается». «Пришел второй Спас — бери рукавицы про запас». Каков этот день, такой и январь. 20 августа Пимены-Марины «Пимены-Марины - не ищи в лесу малины, девки лес пройдут, дочиста оберут». . Если аисты готовятся к отлету, осень будет холодной. 21августа Мирон-Ветрогон В этот день бывают сильные ветры. "Ветры-ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету". "Каков Мирон Ветрогон, таков будет и январь". Ранние инеи в конце лета – к урожаю будущего года. «Пыль по дорогам гонят, по красному лету стонут. «При северном ветре посеешь, рожь уродится крепче и крупнее
Cлайд 8
22 августа Апостол евангелист Матфей. Матвей. «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы, и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить...» 23августа День святого Лаврентия , день заречника Воды стынут. Глядят в полдень на воду в реках и озерах: коли тиха, то осень будет тихая, а зима - без вьюг и злых метелей. Если сильная жара или сильные дожди, то будет так долго - всю осень 27 августа Михеев день , Михей, тиховей Средний срок начала листопада. "Михеев день с бабьим летом бурей-ветром перекликается". "Михей с бурей - к ненастному сентябрю". "На Михея дуют ветры-тиховеи - к ведренной осени" * Если на Михея полетят журавли – в середине сентября месяца жди мороза, если же нет - жди поздней зимы. Михей Успенский пост кончает, навстречу осеннему мясоеду идет». 28 августа Успение Пресвятой Богородицы Святого Православия завершение Успенского поста., Госпожинки, Пречистая досевки, засиделки дожинки Спожинки Важный праздник конца лета - начала осени, окончанию жатвы, уборки урожая и встрече осени. День проводов лета .Конец Успенского поста. "Успение провожай, осень встречай". «До Успенья пахать - лишнюю копну нажать». Озимь сей три дня до Успенья и три дня после Успенья. Начало молодого Бабьего лета (до 11 сентября). С Успенья солнце засыпается». После окончания жатвы устраивались складчины – коллективные пиры, продолжавшиеся до недели, ярмарки, торжки (до Покрова, пока держатся дороги) «Молодое бабье лето ведряное - жди ненастья на старое». 29 августа Третий Спас – Льняной хлебный день «Спас на полотне». ореховый Пекли первый каравай нового хлеба. Улетают последние ласточки. "Хорош третий Спас - зимой будет квас".С этого дня начиналась продажа полотна и холстов. Начинали сеять озимый хлеб, а потому, бывало, вся семья молилась об урожае "Третий Спас - хлеба припас". Если журавли полетят к третьему Спасу, то на Покров (14 октября) будет мороз, а не полетят, то зима придёт позже. 31 августа День Флора и Лавра (покровители лошадей ) лошадиный праздник Вечерние засидки Коли до Фрола не отсеешься, фролы и родятся (цветочки). Если корни полыни толсты - год будет урожайным. "Умолил Фрола и Лавра - жди лошадям добра". Последний срок озимого посева. «Конь - пахарю крылья». «Конь не выдаст - смерть не возьмет» . «Мужик без лошади, что дом без потолка». «Лошадь храпит - к ненастью, фыркает - к дождю; зимой ложится - к теплу».
Cлайд 9
Загадка к картинке: Дождик небо украшал, . Загадки про август Этот летний месяц жаркий Дарит всем свои подарки: Сливы, яблоки и груши. Фрукты варим, фрукты сушим. Он - последний месяц лета, Осень рядом, близко где-то. (Август) Стали дни короче и темнее ночи, Урожай почти созрел, соловей все песни спел Мне скажите только правду, что за месяц это?… (август) Ты этот месяц знаешь - В нем делают запасы, Попутно отмечая И три различных Спаса. (Август) Загадка к картинке: Дождик небо украшал, Воду с солнышком мешал , Краски взял семи цветов - Разноцветный мост готов (Радуга.)
Cлайд 10
Июнь нас Л. Ким) Стихотворения о августе Август месяц наступает, Всех людей он награждает. За посильные труды, Он даёт всем нам плоды. Собираем урожай... Лето-красно провожай. (А. Вятский) Лето. Август. Солнце светит. И игривый ветерок Чуть качает, не заметив Белых бабочек, цветок. Закачались лилии. Шепчет ветерок в лесу: "Скоро осень, милые, Я вам принесу". Зашумели вдруг березы: Не пугай ты всех подряд. Только к октябрю готовым Будет осени наряд". Лето. Август. Солнца круг. И кузнечики трещат. Но летит уже на юг Диких уточек косяк. (Е. Кабанова) Последний месяц лета - это август, Пора собрать на дачах урожай, И под грибы начать готовить тару. Но, грустно лету говорить "Прощай". Последний месяц лета за окном, Тепло нам дарит, ветерком журит, И в астрах разноцветных весь наш дом, И мокрый дождик чаще моросит. (Л. Ким) Август кланяется в ноги, Август просит о подмоге: Соберите урожай! Сад и поле - через край! Спаса нет! За спасом Спас! Урожай поспел, как раз! Михаил Садовский .(Двенадцать месяцев)
Cлайд 11
Праздники в Августе 1 августа – День инкассаторов в России 2 августа – День воздушно-десантных войск (ВДВ) 3 августа – День любви 5 августа - День железнодорожника 6 августа - День железнодорожных войск в России 11 августа – День физкультурника в России 12 августа – Международный день молодежи День Военно-воздушных сил (ВВС) День строителя 13 августа – Всемирный день левшей 14 августа – Медовый (Первый) Спас Крещение Руси 15 августа - День археолога 19 августа - Преображение Господне День Воздушного флота России Яблочный (Второй) Спас 22 августа – День рождения Российского флага 26 августа - День шахтера 27 августа - День российского кино 29 августа – День спецназа России Ореховый или Хлебный (Третий) Спас 31 августа – Международный день блогера
Cлайд 12
1 августа - Роман, Степан 2 августа - Илья, Иван 3 августа - Семен, Иван 4 августа - Мария 5 августа - Трофим 6 августа - Борис, Глеб, Роман, Харитон 7 августа - Анна, Макар, Олимпиада 9 августа - Николай 11 августа - Константин, Кузьма, Михаил, Роман 12 августа - Валентин, Максим, Иван 14 августа - Александр, Леонтий 15 августа - Василий, Степан 16 августа - Антон, Кузьма, Денис 17 августа - Евдокия 20 августа - Митрофан 21 августа - Григорий, Емельян, Леонид 22 августа - Алексей, Антон, Дмитрий, Леонтий, Иван 23 августа - Роман, Василий, Сусанна 24 августа - Александр 26 августа - Максим 27 августа - Аркадий, Феодосий 30 августа - Павел 31 августа - Георгий, Денис Календарь именин. Именины Август
Cлайд 13
Ильин день – 2 августа Великий праздник православного календаря, установленный в память ветхозаветного пророка . Св. Илия (Илья) -один из величайших пророков и первый девственник Ветхого Завета, живший, как говорит ветхозаветное предание, в Израильском царстве за девять веков до Рождества Христова, почитался всеми христианами как один из величайших пророков, устами которого говорил сам Бог, а также как чудотворец, одаренный божественной властью, проповедник, предсказывавший будущее от имени Бога. Святой пророк Илия почитался как распорядитель и благодетельных и грозных сил природы, особенно молний и грома. Илию звали наделяющим, ибо именно он распоряжался урожаем, был его производителем . В сознании русского народа библейское повествование своеобразно переплелось с народными верованиями, а сам Илья Пророк взял на себя функции могучего славянского языческого бога Перуна, управлявшего всей природой, молниями, громом и дождями. Илья Пророк считался грозным вестником Бога, «владыкой многомилостивым», который следил за порядком на земле и наказывал провинившихся людей. Его называли «огненным тученосным громовержцем», но в то же время он был щедрым святым, наделял людей богатством, урожаем, скотом и здоровьем, очищал мир от всякой нечисти., покровительствует домашним животным: телятам, баранам, козлятам. Илью-пророка крестьяне считали и исцелителем от разных болезней., его считали примирителем детей и родителей, советником в брачных спорах, предсказателем будущего, покровителем русских воинов. Крестьяне считали его повелителем дождя, всей водной стихии, хозяином «гремячих», т. е. не замерзавших зимой родников и речек, которые якобы появились от удара его огненных стрел, покровителем земледелия и скотоводства, главным кормильцем и поильцем людей и домашних животных ,.прославляли доблесть воинов-защитников, обращались в охранительных заговорах и молитвах перед боем Илье Пророку в надежде на его покровительство и защиту в разных формах делали жертвоприношения: во время засухи для Ильи ставилась на въездные ворота в деревню чаша с овсом и рожью;, его икона опускалась в святой родник или в святой колодец; в церковь относили мед, пиво, колосья свежей ржи и горох: коллективная трапеза с закланием быка или барана ; молебен перед иконой Ильи Пророка и освящаение скота, окропляя его святой водой. На Илию всегда бывает весёлый праздник - пир для всей деревни, заканчивавшийся всеобщим весельем и гуляньем молодежи до восхода солнца. К Илье обращались с молитвами о здоровье. В этот день обращались к Илье с просьбой уничтожить в деревне всю
Cлайд 14
также нечисть. Ильинским дождем умывались в надежде на предохранение от разных чар , а попасть под Ильинский дождь считалось хорошей приметой - он смывает хвори, порчу и сглаз. Родники, пробившиеся сквозь толщу земли после падания молнии, называли святыми, гремячими ключами, ставили над ними ч асовни во имя святого Ильи или Богородицы и к ним совершали крестные ходы на Ильин день с опусканием в воду иконы. Вода, взятая из гремячего ключа, считалась целебной. Вода к этому времени значительно холоднеет и с Ильиным днем связан запрет на купание в реках, озерах и прудах. Говорят, что на Ильин день святой бросает в воду камушек или льдинку, вода на Ильин день «портится» от того, что в нее «Илья написал».А с Ильи-пророка купается только нечистая сила, оскверняя воду и утаскивая на дно неосторожных купальщиков. Самым главным запретом на Ильин день был запрет на любую работу. В огороды в этот день старались даже не выходить, дабы не разгневать Илью. Работали лишь только на пасеках, рассуждая, что пчела — божья работница, а значит, ее труд благословлен самим Господом. Вот и чистили в этот день ульи и пересаживали пчел. Не выгоняли в поле скот, не впускали в дом незнакомцев, кошек и собак, окуривали отгоняющим нечистую силу ладаном избы. Временно выносили из дома предметы роскоши, считая, что владеть ими грешно. А чтобы в посуде не укрылась нечистая сила, ее переворачивали вверх дном. Капусту в огороде накрывали печными горшками, для того чтобы она бела была. Хозяйки на Илью-пророка пекли из новой муки хлеб, подавали к столу огурцы и горох. Женщины и девушки обязательно покрывали голову платком, чтобы в волосах не завелась нечистая сила.. Верили, что в случайно оброненный волосок может попасть молния, а также что в растрепанных волосах легко спрячется нечистая сила. Проникнуть нечистая сила могла и в того, кто позабыл надеть свой нательных крестик. Запрещалось на Ильин день петь и громко кричать, так как скрывающаяся от Ильи нечисть, по поверьям, может проникнуть в человека через рот С праздником! Да хранит вас всех Господь!
Cлайд 15
Наступил август. . Три Спаса – Три праздника в честь Спасителя Наступил август. Пришли великие Спасовы праздники (Спаситель) посвященные Спасу нашему Господу Иисусу Христу Наши предки свято соблюдали эту благочестивую традицию. Они шли в храм и благодарили Господа Спаса нашего за душистый мед, наливные яблоки, золотую пшеницу, лесные орехи и другие плоды, благодарили Господа за все Его милости. Любил русский народ Спасы! Недаром даже в советские времена во многих местностях в середине августа устраивались праздники урожая – выставки достижений овощеводства и садоводства, проходили медовые ярмарки В Константинополе хранятся части от креста, на котором был распят Иисус Христос. С их помощью в Византии останавливали болезни и эпидемии и предотвращали засуху, в храме св. Софии совершается водосвятие. «Изнесение» -две недели эта святыня носилась по городу, при этом служили литии «для освящения мест и отвращения болезней а 14 августа их переносили обратно . В Русской Церкви это празднество соединилось с воспоминанием о Крещении Руси 1 августа 988 года. Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах XVI века: «Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1 «. В этот праздник в храмах полагается вынос Креста и поклонение ему. По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. После крещения Древней Руси и обращения славян в православных христиан наши предки переняли византийский обычай вынесения Креста в Медовый Спас — после 988 года во всех городах, селах и деревнях Руси было принято совершать крестный ход с Крестом с последующим купанием в реках. Считалось, что вода смывает не только грязь и болезни, но и очищает от грехов. Поселяне купались в освященных водоемах, как и на Крещение, для снятия хвори, грехов и сглаза, запасались водицей из освященных колодцев и источников В честь малого водосвятия называется Спасом на воде. В этот день было принято освящать новые колодцы, чистить старые, совершать крестный ход на естественные водоемы, родники для освящения воды. Сразу после крестного хода люди купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. Однако уже после мокрого Спаса не купались, ибо лето клонилось к закату, вода «зацветала», Первый Спас (14 августа) – Медовый (Мокрый) Спас - на росе, Водный(Водяной) Спас-на-воде, Маковей, гороховый. "Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня".
Cлайд 16
птицы замолкали, . птицы замолкали, пчела переставала носить сборы, а грачи начинали собираться в стаи и готовиться к отлету. Праздник также установлен в память о двойной победе: Андрея Боголюбского (1157-1174 )над булгарами и греческого императора Мануила над арабами В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой чудотворную икону Пресвятой Богородицы, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением князь, полководцы и воины пали на колени и обратились с молитвой к Богородице, затем пошли на врага и победили его. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Вместе с освящением воды совершается освящение меда поэтому называют « Медовым». Этот день – праздник пчеловодов. С этого дня мед набирает все необходимые целебные свойства и становится пригодным для употребления, к этому дню соты в ульях наполнены до отказа, и пасечники приступают его сбору, обычно начинали ломать первый мед, поскольку с этого дня пчелы переставали его приносить. Как самому процессу сбора меда, так и личности пчеловода придавалось особое значение. Согласно традиции, весь мед следовало отнести в церковь и освятить. С этого дня благословляется вкушение его нового сбора. Освящение меда — красивое зрелище, прозрачный, переливающийся на солнце в открытых баночках янтарь меда, воздух, пропитанный медовым ароматом В наше время также принято покупать мед и святить его в церкви, чтобы получить благословение не только на вкушение мёда, но и для себя. Перед тем как освятить мед, нужно убедиться в его должном качестве. Три способа определения качества меда. 1 - Переливание. Для этого нужно зачерпнуть мед ложкой и перелить его в другую емкость, держа ложку повыше. Если мед льется тонкой, ровной непрерывающейся «нитью» или лентой, то он достаточно хорош. Можно также перевернуть ложку несколько раз: хороший мед не стекает с ложки, а «наматывается» на нее. 2 -обмакнуть в каплю меда простой мягкий («М» или «2М») карандаш. Если мед потемнеет от графита, значит, он не качественный. 3 -можно легко растереть между пальцами. Он даже впитывается в кожу, чего не скажешь о подделке, которая при растирании оставляет на коже комочки. С 14 августа начинался строгий Успенский пост (с 14 по 27 августа) равный по значению Великому посту, но в Медовый Спас разрешалось есть освященный церковью мед. Наши предки на пирах пили хмельной мед, на его же основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков,
Cлайд 17
медовые пряники и орехи.Медовый Спас даже самый нищий и нуждающийся человек должен откушать свежего мёда: «На Первый Спас Медовый и нищий мёд ест». В это время поспевает мак , поэтому праздник называется «Маковей». Так же отмечается память семерых святых Ветхого Завета – мучеников Маккавеев. Молодежь в этот день водила хороводы, во время которых девушки осыпали маком и щекотали приглянувшихся парней. «Маковей или Макотрус — собирают мак». В это время поспевал горох и женщины и девушки, водили хороводы, защипывали его. Дети срывали и ели первые плоды(зеленый горох), поэтому праздник называли «Гороховый» Знахари собирают лекарственные травы, черемуху, малину,. Для крестьянина это была страдная пора: полевые работы, сенокос, жатва. Сразу со Спаса начинаются проводы лета. В народе говорили: «У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье». С этого дня начинают отцветать розы, происходит отлет первых ласточек и стрижей. По погоде на 14 августа судят о том, каков будет Третий Спас. В праздник Медового Спаса в больших и малых городах устраивались ярморки и базары ,выставки освященного меда . Медовые пироги, народные игры и гуляния в Первый, Медовый Спас являются неотъемлемой частью русской культуры. Медовый Спас. И, выложены горкой, Льют соты аромат цветущих трав. И пчеловод, от суеты устав, Жужжанию толпы внимает горько. Кружатся представители народа, Гудят, с утра до вечера снуют, Чтоб сот бетонно-каменных уют Дополнить баночкой душистой мёда. Расплавлен город, и ручьём янтарным Тягуче льётся, убегает мёд… Но кто из покупателей поймёт Пчелиный труд и будет благодарным? Медовый дух и радостен, и сладок. И ульем растревоженным - базар. Нектар полей он принял за товар, Назначив цену древней из загадок. Да хранит вас всех Господь! С праздником ! С первым Спасом!
Cлайд 18
Второй Спас (19 августа)- Яблочный Спас , Спас –на горе, Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Спасо – Преображение Яблочный Спас - красивый праздник уходит корнями в языческую Русь, включен в христианский календарь, так как совпадает с большим христианским праздником Преображения Господня., по важности события, – великий и двунадесятый (к 12 главным православным праздникам), важнейшим после Пасхи, связанным с событиями из жизни Христа и Пресвятой Девы Марии. Продолжается в течение девяти дней - один день предпразднства 18 августа (5 августа по ст. стилю) и семь дней попразднства с 20 по 26 августа (с 7 по 13 августа). Отдание праздника совершается 26 (13 по ст.ст.) августа. Праздник установлен в память Преображения Иисуса Христа перед учениками на горе Фавор, о чем рассказывают три евангелиста – Матфей, Марк и Лука. Все три синоптических Евангелия содержат весьма сходные описания Преображения. В Библии говорится об этом - . "В самом конце своего праведного пути Иисус поведал ученикам своим, что пострадает Он на Кресте, а после – воскреснет. Позвал Христос на гору Фавор трех апостолов - Иоанна, Петра и Иакова. Там, на горе преобразился Иисус, а лицо его сияло, а одежды стали белыми, как снег. Со Христом разговаривали пророки - Илья и Моисей. Слышали апостолы и голос Бога, который говорил со светлого облака." Преображение Господне! Представ в сияющих одеждах, Господь просящим дал надежду, И день сей с давних тех времен Слепящим светом озарен! Пусть входит праздник в каждый дом Благословенными трудами, Молитвой, тихим торжеством, И освященными плодами! И, светлым праздником дыша, От суетного сна проснется Преображенная душа, На свет Господень отзовется Что касается хронологии установления праздника, то в исторической литургике существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении: "С 900 года его празднуют в Византии как... Преображение Спасителя". Однако более вероятно, что рассматриваемый праздник был установлен в IV веке: в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня. И некоторое время Преображение было в Палестине местным празднованием
Cлайд 19
Лишь с V столетия празднование получило повсеместное распространение на христианском Востоке. Считается, что праздник Преображения напоминает людям о необходимости духовного преображения. Церковь учит, что Своим Преображением Спаситель позволил людям воочию лицезреть Преображение, которое ожидает человека в Царствии Божием Празднованием Преображению Господню Церковь торжественно исповедует и прославляет соединение Божества и человечества в лице Иисуса Христа. Святая Церковь празднованием Преображением Господню в небесную славу, уготованную и всем нам, нравственно утешает и нас во время земного странствования, исполненного лишений и скорбей, внушая, что за кратковременными печалями воссияет слава вечного блаженства, в которой будет участвовать и наше тело. . Как призывает нас в этот день Церковь – «Сиянием добродетелей просвещшеся, взыдем на гору святую, да узрим Божественное Господне преображение. Гору превысокую – сердце очищено от страстей имущий, узрим Христово преображение, просвещающее ум наш». . А в честь событий на горе Фавор, Яблочный Спас на Руси иногда называли «Спасом- на горе» К особенностям этого праздника относится то, что в этот день освящаются гроздие (виноград) и «начатки плодов земных» - летние фрукты и овощи. Древний обычай освещать плоды восходит к VIII веку. В России в тех местах, где виноград не растет, освящаются в этот день яблоки. Этот обычай – священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете по Закону Моисееву, Правилами Апостольскими и Соборными также определено приносить первые колосья, плоды и овощи для освящения их молитвой и благословением. Приношением и благословением плодов и колосьев Церковь внушает, что в ней все – от человека до растения – должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Яблоко – своеобразный символ преображения, созревания души и тела человека По аналогии с Преображеньем Господним, в Яблочном Спасе заложен иносказательный смысл: вначале яблоки зелены, незрелы, но по мере развития наливаются соком, созревают - так и человек в земной жизни по мере нравственного развития преображается, проникается светом Божиим и духовно преображается. Большое значение придавалось в человеческой культуре яблоку о чем видно в фольклоре( русские. народные сказки о «молодильных» яблоках) и библейской мифологии в качестве плода познания добра и зла ( история об изгнании из рая Адама и Евы.) Народное поверье- будто на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не едят яблок, Божья Матерь раздает спелые фрукты, а тем, родители которых не удержались, попробовали раньше, не дает. Поэтому съесть яблочко до 19 августа считалось великим грехом. Зато, если в праздничный день загадать желание, а затем съесть освященное яблочко, то желание обязательно сбудется.
Cлайд 20
В В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост, но ради Праздника Преображения Господня церковный устав ослабляет строгость поста и допускает на трапезе рыбу. На Яблочный Спас по всем домам пеклись яблочные пироги, готовились блюда из овощей, варилась или запекалась рыба, подавался яблочный квас. Разрешалось на этот праздник и вино. Но начинали трапезу непременно с яблока , откусывая его загадывали желание. К празднику приурочивались не только ярмарки, но и гулянья. Самым популярным было «столованье», когда перед церковью ставились в ряд столы и совершалась праздничная трапеза— братчина, которая заканчивалась всеобщим весельем Яблочный Спас считался проводами лета. В этот день начинали праздновать осенины. Молодежь вечером выходила на край деревни, с песнями и хороводами встречала закат солнца. По народным наблюдениям природа тоже преображалась. Становилось заметно холоднее, уменьшался день, улетали перелетные птицы, начинала менять цвет листва. Поэтому в словах-обращениях к светилу звучала просьба подождать немного, не уходить, еще порадовать теплом и хорошей погодой для только начавшегося сбора урожая, предстоящих пахоты и сеяния озимых. Зарево раннее, день про запас. Небо бескрайнее. Яблочный Спас. Куполом радуга, птица - крестом. Августу рады, да осень потом... Глупые, бедные, выпросим мы Денежки медные скряги-зимы: Листья напрасные, всполохи глаз, Яблочки красные, Яблочный Спас! Как тепл и светел день сегодня - Как свечи у иконостаса. Преображние Господне, День встречи Яблочного Спаса. Вас поздравляем нынче рано, И Вам, наш батюшка, с поклоном Несем мы яблок в дар румяных И меда спелого со склонов. Пусть будет Ваша жизнь молитвой О нас, чьи дни пусты, грешны. И Свет Божественный разлитый Пусть будет на делах земных. Да хранит вас всех Господь!
Cлайд 21
Третий Спас (29 августа) - Ореховый Спас, "Перенесением Нерукотворного образа Господня". «дожинки», «хлебный». «Спас на полотне». Истинное происхождение этого праздника уносит нас в далекую историю. Этот праздник установлен в честь перенесения Нерукотворного образа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь. Князь Эдессы Авгарь, заболел проказой, лечился долго, но все безуспешно, пока не услышал о чудотворце из Палестины - Иисусе Христосе. Художник древнего царя не смог нарисовать изображение Иисуса Христа. Князь послал к Христу своего живописца, поручив ему написать его изображение. Суть православного праздника Нерукотворного Спаса заключается в том, что когда Иисус Христос однажды умывался, он вытер свой лик полотенцем, на котором как бы отпечаталось его лицо. Поэтому Спас и называется Нерукотворным — образ Христа не был создан руками человеческими, а дан людям самим Богом. Полотенце с образом Христос отдал художнику, тот отвез это полотенце князю, и только одно прикосновение к этому полотенцу облегчило страдания князя, а затем и исцелило его. Полотенце с образом Христос отдал художнику, тот отвез это полотенце князю, и только одно прикосновение к этому полотенцу облегчило о совсем Апостол от семидесяти святой Фаддей , который проповедал Евангелие и крестил уверовавшего Авгаря и всех жителей Едессы, написал на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится». Много лет жители хранили благочестивый обычай поклоняться Нерукотворному Образу. Правнук Авгаря, правивший Едессой, впал в идолопоклонство и снял Образ с городской стены. В 545 году персидский царь Хозрой I осадил Едессу и положение города казалось безнадежным, епископу Евлавию явилась Пресвятая Богородица и повелела достать из замурованной ниши Образ, и провели обход стены города. Христа стало знаменем на вратной башне Эдессы. Так родился обычай защищать вратные башни городов христиан изображениями Христа, иконами Спасителя (Спаса). Поэтому вратная башня московского Кремля называется Спасской . который спасет город от неприятеля. Разобрав нишу, епископ обрел Нерукотворный Образ: перед ним горела лампада, а на глиняной доске, закрывавшей нишу, было подобное же изображение. После совершения крестного хода с Нерукотворным Образом по стенам города персидское войско отступило. Образ Христа долгое время хранился в сирийском городе. Только однажды образ попал в руки арабов и был замурован. В 630 году Едессой овладели арабы, но они не препятствовали поклонению Нерукотворному Образу, слава о котором распространилась по всему Востоку. В 944 году император Константин Багрянородный (912-959) пожелал перенести Образ в тогдашнюю столицу Православия и выкупил его у эмира – правителя города
Cлайд 22
С великими почестями Нерукотворный Образ Спасителя и то письмо, которое Он написал Авгарю, были перенесены духовенством в Константинополь. 16 августа Образ Спасителя был поставлен в Фаросской церкви Пресвятой Богородицы. а в 944 году нерукотворный образ Иисуса Христа был выкуплен византийским императором и перенесен в Константинополь. Однако в 1204 году из-за нападения крестоносцев святой образ Христа был утерян — до нас дошли лишь копии Эдесского Нерукотворного образа Христова О последующей судьбе Нерукотворного Образа существует несколько преданий. По одному – его похитили крестоносцы во времена их владычества в Константинополе (1204-1261), но корабль, на который была взята святыня, потонул в Мраморном море. По другим преданиям, Нерукотворный Образ был передан около 1362 года в Геную, где хранится в монастыре в честь апостола Варфоломея. Особое почитание этого праздника в Русской Православной Церкви выразилось и в иконописании; икона Нерукотворного Образа одна из наиболее распространенных. Иногда Ореховый Спас называют Хлебным Спасом, т.к. именно в это время обычно уже заканчивается сбор зерна. Считается, что в этот день полезно питаться различными злаками и орехами. Этот Спас — последний, он завершает Успенский пост и праздник Успения. С этого дня можно есть мясо, молоко, яйца, сметану, печь хлеб и пироги из муки нового помола. В этот день впервые разрешалось испечь хлеб из зерна нового урожая, а вслед за празднованием начиналась подготовка к севу озимых. Семьи крестьян молились о добрых всходах и богатом урожае. Отсюда появилось другое название Спаса на полотне – «хлебный Окончание жатвы. Именинный сноп (последний). Приговаривают: «Жнивка, жнивка, отдай мою силку: на пест, на колотило, на молотило, на кривое веретено». Георгины склонились у паперти, Словно молятся молча за нас, Россыпь темных орехов на скатерти… Вот и третий – ореховый Спас… Тихо осень ступает хозяйкою, Скоро скроется лето из глаз. И последние ласточки стайкою Улетают – ореховый Спас… По утрам над кустами болотными Вьют туманы белесый атлас… Облака над крестами полотнами Полотняный, ореховый Спас… Преклоняем колени, как водится. Не остави, Пречистая, нас! Да хранит вас всех Господь!
Cлайд 23
День Государственного флага Российской Федерации (22 августа) Праздник установлен на основании Указа Президента Российской Федерации № 1714 от 20 августа 1994 года «О Дне Государственного флага Российской Федерации В соответствии с законом Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Российский бело-сине-красный триколор имеет более чем 300-летнюю историю Государственный флаг в России появился на рубеже XVII‑XVIII веков, в эпоху становления России как мощного государства. Этот флаг использовался в качестве государственного в период с 1896 по 1917 годы. Впервые этот флаг был поднят как российский опознавательный знак на судах Волжско-Балтийской флотилии, на первом русском военном корабле "Орел", в царствование отца Петра I Алексея Михайловича. Известно, что "Орел" недолго плавал под новым знаменем: спустившись по Волге до Астрахани, он был сожжен восставшими крестьянами Степана Разина. Российский флаг восходит своими корнями к так называемому «флагу царя Московского», который впервые был поднят на яхте «Святой Пётр» в 1693 году. В начале XVIII века бело-сине-красное полотнище являлось торговым флагом Российской империи. Законным же «отцом» триколора признан Петр I , который утвердил флаг в знак уважения к памяти отца. Только к практическим целям – отличать в бою свои корабли от чужих – Петр впервые добавил государственный оттенок. 31 января 1705 года он издал Указ, согласно которому «на торговых всяких судах» должны поднимать бело-сине- красный флаг, сам начертал образец и определил порядок горизонтальных полос. Знамя на мачте корабля было сигналом соблюдать европейские правила цивилизованной войны, где флаг был знаком принадлежности корабля к государству на правах «плавающей земли». Желая сделать Россию цивилизованной частью Европы, Петр I утвердил сразу несколько флагов для русского флота и сухопутных войск. В разных вариациях трехполосный флаг украшал и военные корабли до 1712 года, когда на военном флоте утвердился Андреевский флаг. 28 апреля 1883 года было объявлено повеление Александра III, в котором говорилось: "Чтобы в тех торжественных случаях, когда признается возможным дозволить украшение зданий флагами, был употреблен исключительно русский флаг, состоящий из трех полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цветов". В 1896 году Николай II учредил Особое совещание при министерстве юстиции для обсуждения вопроса о Российском национальном флаге. Совещание пришло к выводу что: - "Флаг бело-сине-красный имеет полное
Cлайд 24
право называться российским или национальным и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными". А, также определило, что для всей империи должен "окончательно считаться бело-сине-красный цвет, и никакой другой". Но официальный статус флаг приобрел только в 1896 году, когда накануне коронации Николая II министерство юстиции определило, что национальным должен «окончательно считаться бело-сине-красный цвет, и никакой другой». Февральской революции Временное правительство употребляло в качестве государственного бело-сине-красный флаг. Советская Россия не сразу отвергла трехцветный символ России. В апреле 1918 года большевики по инициативе Якова Свердлова приняли решение о том, что триколор надо упразднить и заменить на красное революционное полотнище, ставшее на 70 лет государственным флагом . Предложение заменить «революционный» красный флаг на бело-сине-красный высказал народный депутат России Виктор Ярошенко – еще до августовского путча 1991 года. Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 года было утверждено Положение о государственном флаге Российской Федерации. В августе 1994 года президент России Борис Ельцин подписал Указ, в котором говорится: - «В связи с восстановлением 22 августа 1991 года исторического российского трехцветного государственного флага, овеянного славой многих поколений россиян, и в целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам, постановляю: Установить праздник ‑ День Государственного флага Российской Федерации и отмечать его 22 августа». Верховный Совет РСФСР постановил:- « Считать официальным Национальным флагом Российской Федерации «исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальных белой, лазоревой и алой полос» День государственного флага Петром Великим утверждённый - Он символ, как и гимн и герб. Сегодня он новорождённый, Родной наш, волею судеб 4 декабря 2000 года президент РФ Владимир Путин внес в Государственную Думу среди прочих законов о государственной символике проект федерального конституционного закона "О Государственном флаге Российской Федерации". 8 декабря 2000 года законопроект был принят Государственной Думой, 20 декабря 2000 года одобрен Советом Федерации ФС РФ, 25 декабря 2000 года его подписал Президент РФ Владимир Путин. . Статус и порядок использования флага установлен в 2000 году Федеральным конституционным законом "О Государственном флаге Российской Федерации Впервые триста лет назад Был поднят гордо флаг Над кораблем «Орел»
Cлайд 25
И враг зажег, как факел, это знамя. Но вот прошли те времена, И в девяностые года Над нашей родиной, РФ, Поднялся вновь трехцветный флаг. Храните этот дивный знак Державы, Бога и свобод, В России чтобы каждый знал, Как флаг достался трудно нам! Родной российский триколор. В нём сила, верность и отвага Друзьям - оплот, врагам – отпор. Что же обозначают цвета на флаге? Цветам российского флага приписывается множество символических значений. В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Смысл выбранных цветов флага России также не установлен достоверно, но считается, что с самого начала каждый цвет флага имел свой смысл. О том, чем руководствовался Петр, подбирая цвета, осталось загадкой. Существует версия, что цвета российского флага, возможно, были подсказаны голландцем, который построил «Орел», и рассказал, что на его родине, в Голландии, на кораблях поднимают трехполосный красно-бело-синий флаг. Еще при царе батюшке русский триколор для легкости запоминания крестьянскими детьми призванными на флот, называли с любовью – «Бесик : Бе-белы, Си-синий, К-расный». С древних времён на Руси означали: белый – благородство, откровенность; синий - верность, честность, безупречность и целомудрие; красный –мужество, смелость, великодушие, любовь присущие русским людям. Другим распространённым толкованием было соотнесение цветов флага с историческими областями Российской империи: белый – белая Русь, синий- Малая Русь, красный Великая Русь. Это объяснение исходило из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, Малыя и Белыя Россия», символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов. Было также толкование этих цветов (подобно символике династического флага Романовых), как триединства православной церкви, царской власти и народа, где: белый –символ православной веры, синий- символ царской власти, красный –символ русского народа. Считается, что именно так следует расшифровывать символику бело-сине-красного «Флага Царя Московского». Это триединство веры, царя и народа отразилось и в общественном сознании: в призыве «За Веру, Царя и Отечество!» и в политическом принципе «самодержавие, православие, народность». Три цвета флага, ставшего национальным, получили официальное толкование: красный цвет означал «державность»; синий - цвет Богоматери (Богородицы), под покровом которой находится Россия; белый - цвет свободы и независимости. В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности
Cлайд 26
стабильности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество, либо силу, мощь и энергию российского народа. Есть еще простое толкование - «Вера, Надежда, Любовь» Белый цвет – цвет чистоты Синий – неба синевы. Третий – ярко-красный Как рассвет прекрасный В неформально-шуточной трактовке, которая, как известно, иногда бывает ближе к реальности, цвета российского флага означают следующее: белый — холодную зиму, синий — алкоголизм и водку, красный — красивых женщин. Мы с гордостью поднимем флаг России. Хотим, чтоб все вокруг его любили. Его три цвета очень-очень хороши, И нам, конечно же, подходят для души. В них благородство, долг и чистота, Великодушие, и мужество, и чистота. Всё это свойственно российскому народу, И отвечает древнейшему уж роду. Во все времена символ был у страны, Который ее отличал от других И в мирное время, во время войны Флаг частью был мероприятий любых Три цвета — синий, белый, красный, Страну уж триста лет хранят, И в день лихой, и в час ненастный, От бед Россию защитят. И пусть на столько лет забвенью, Был предан славный триколор, Но все ж по Божьему веленью, России был он возвращен. Сегодня флагом мы гордимся, Он символ крепости страны, С ним мы из пепла возродимся, Ему навеки мы верны Символом своей страны Трехколорный назван флаг. В трех цветах убеждены, Им любой из граждан рад. Флаг о том всем говорит, Что народ не победим, Честен он и верен И в боях проверен. Флаг наш – символ доблести И народной гордости. В России этот день, Отмечать нам нужно всем С праздником! Поздравляем!