Сохранение психологического здоровья учащихся – приоритетное направление в образовании. Педагог-психолог ГКОУ РС(Я) РС(К)ШИ V вида Яроева И.П.
Cлайд 2
Психологическое здоровье – это главная способность человека усваивать, перерабатывать новую информацию, успешно реализовать ее.
Cлайд 3
Психологическое здоровье позволяет личности постепенно стать самодостаточной, регулирующей свои психические процессы, ориентирующейся в поведении и отношениях не только на задаваемые извне нормы, но и на внутренние осознанные ориентиры. Составляющими (компонентами) психологического здоровья являются: социальный, эмоциональный и интеллектуальный аспекты развития личности.
Cлайд 4
Cлайд 5
Что ведет к снижению психологического здоровья учащихся? Школьные проблемы: несправедливое осуждение ребенка в школе; прямое насилие или косвенное оскорбление со стороны одноклассников; невнимание, излишняя строгость, предвзятость к личности ребенка; завышенные требования со стороны учителя; равнодушие к тем семейным обстоятельствам, в которых живет и развивается ребенок Семейные проблемы: особенности стиля воспитания; завышенные требования родителей; отсутствие эмпатии во внутрисемейных отношениях; открытые экстремальные ситуации и ситуации физического насилия
Cлайд 6
Психологические угрозы в образовательной среде Список «угроз», взятый из книги педагога В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям»: скука; предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий; изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки; педагогический и родительский «психоз» отличных отметок; многолетний временной цейтнот на уроке и при выполнении домашних заданий; формализм программных знаний; нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение, поощряются конкурентные отношения между школьниками; недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности. Школьные факторы риска (М. Безруких): это стрессовая тактика педагогических воздействий, несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка, нерациональная организация образовательного процесса, в особенности режима движений, отдыха, питания; недостаточная психологическая компетентность педагогов и многое другое.
Cлайд 7
Cлайд 8
Способы сохранения психологического здоровья в условиях образовательной среды: Определение и развитие возможностей и способностей ребенка, резервов развития каждого возраста Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата Профилактика развития школьной тревожности Формирование навыков психорегуляции; развитие уверенности в себе.
Cлайд 9
«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В.А. Сухомлинский Психологическая безопасность – одно из требований безопасности образовательного процесса, одно из условий качества образования, столь же важное, как антитеррористическая, пожарная, санитарно-эпидемиологическая безопасность.