Презентация на тему
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций
Введение Цели и задачи работы Чрезвычайные ситуации и государство Предупреждение чрезвычайных ситуаций Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций Первоочередное жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях Заключение Приложение
Cлайд 3
В начале ХХI века в России продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Причем тяжесть ежегодно имеющих место аварий, катастроф и стихийных бедствий имеет тенденцию к возрастанию: растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде. Наибольшую опасность в природной сфере представляют возникающие чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Проблема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций остается для страны весьма актуальной.
Cлайд 4
Cлайд 5
Чрезвычайные ситуации и государство Проблема защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера стала весьма актуальной. Она сформировалась в последние годы в системе государственного регулирования страны как насущная и объективная потребность, а также определена как функция государства.
Cлайд 6
Наиболее опасные природные явления: землетрясения; тропические тайфуны и ураганы; наводнения, оползни, обвалы, селевые потоки, снежные лавины. За 90 лет ХХ столетия (1900-1990 гг.) на Земле произошло 69 землетрясений(где погибло более 100 тыс.человек), 18 землетрясений принесло гибель от 10 до 100 тыс.человек и в 47 землетрясениях количество жертв достигало 1-10 тыс.человек. Общее количество жертв - более 1457 тыс. человек. На территории России действиям тропических тайфунов чаще всего подвержены побережья Дальнего Востока, где они происходят от двух до пяти раз в год. Наиболее сильный из них в последние годы имел место в ноябре 1995 г., охватил Южный Сахалин, Камчатку, часть Приморского края и Амурской области и нанес ущерб более чем в 350 млрд.рублей. По данным ЮНЕСКО за последнее столетие от наводнений погибло 9 млн. человек. Одним из наиболее разрушительных было наводнение на Среднем Западе США (долина Миссисипи) в 1993 г. Оно оставило огромное количество разрушений, погибло 50 человек, суммарный ущерб составил 15-20 млрд. долларов.
Cлайд 7
Несмотря на научно-технический прогресс и рост экономики, защищенность людей и материальной сферы от опасных природных явлений не возрастает, а систематически снижается. Это следует рассматривать, как глобальный процесс, который будет во многом определять возможность перехода общества на стратегию устойчивого развития. Интенсивное развитие экономики приводит к появлению техногенно-природных опасностей, являющихся принципиально новыми или медленно развивающимися существующими природными процессами, активизированными хозяйственной деятельностью человека. Наибольшую опасность представляет наведенная сейсмичность, подтопление, опускание поверхности Земли. Проблема природных опасностей и связанные с ней социальные и материальные потери, определяется не только природными условиями территорий, но и социально-экономическим положением проживающих там народов.
Cлайд 8
Пожары Обрушения сооружений Взрывы Крушения транспортных средств Затопления Нарушения системы жизнеобеспечения Выбросы опасных веществ: радиоактивных; химических; биологических Человечество ощутило и осознало техногенные опасности и угрозы позже, чем природные. Лишь с развитием техносферы в его жизнь вторглись техногенные бедствия, источниками которых являются аварии и техногенные катастрофы.
Cлайд 9
Основными источниками техногенной опасности, как правило, являются: - хозяйственная деятельность человека, направленная на получение энергии, развитие энергетических, промышленных, транспортных и других комплексов; - объективный рост сложности производства с применением новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, опасных для жизни человека веществ; - утраченная надежность производственного оборудования, несовершенство и устарелость технологий, снижение технологической и трудовой дисциплины; - опасные природные процессы и явления, способные вызвать аварии и катастрофы на промышленных и других объектах.
Cлайд 10
В России среднегодовое число транспортных происшествий превышает 150 тыс., а число жертв колеблется в пределах 20-40 тыс.человек. В последние годы ряд тяжелых авиационных происшествий имел место в России. Авиакатастрофа в июле 2002 г. в небе над Германией при столкновении авиалайнера ТУ-154 компании "Башкирские авиалинии" и грузового "Боинг-757" унесла жизни всех пассажиров и членов экипажей самолетов. Периодически имеют место и крупные кораблекрушения. Особенно тяжелые последствия имела гибель английского лайнера "Титаник" 15 апреля 1912 года, жертвами которой оказались 1500 человек. Во второй половине XX века произошло несколько тяжелых кораблекрушений, связанных с морскими паромами. В 1990 году в Иркутской области произошли массовые пожары населенных пунктов, спровоцированные лесными пожарами. При этом значительно пострадали 45 городов и других населенных пунктов области, погибло несколько десятков человек. В 1984 году произошла катастрофа в г. Бхопал (Индия). На заводе американской компании "Юнион Карбайд" по производству инсектицидов произошел выброс метилизоцианата. Погибло свыше 2500 человек, в последующие 5 лет от отравления умерло еще 850, а в целом пострадало более 200 тыс. человек.
Cлайд 11
В конце ХХ века во многих государствах мира пришли к выводу, что для успешной борьбы с опасными природными явлениями, техногенными и экологическими катастрофами нужна целенаправленная государственная политика. Какова же роль государства в обеспечении безопасности своих граждан от природных, техногенных и других опасностей и угроз? создание системы соответствующих организационных структур; в России на всех уровнях образованы органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; решениями Правительства Российской Федерации (постановления от 15 апреля 1992 г и от 5 ноября 1995 г. № 1113) создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Cлайд 12
В стране на сегодня сформировалась единая законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, в которой четко прослеживаются основные направления государственной политики в данной области. Работа по совершенствованию и развитию созданной законодательной и нормативной правовой базы идет постоянно.
Cлайд 13
Предупреждение чрезвычайных ситуаций Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Cлайд 14
Предупреждение чрезвычайных ситуаций проводится по следующим направлениям: * мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций; * рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности; * предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений; * декларирование промышленной безопасности; * лицензирование деятельности опасных производственных объектов; * страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта; * государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности; * информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания; * подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Cлайд 15
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизней и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения. Ликвидация чрезвычайных ситуаций
Cлайд 16
Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация. Комплекс таких мероприятий включает: - оповещение населения об опасности, его информировании о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях; - эвакуационные мероприятия; - меры по инженерной защите населения; - меры радиационной и химической защиты; - медицинские мероприятия; - подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Cлайд 17
Первоочередное жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях В условиях чрезвычайных ситуаций значительная часть населения нередко оказывается без крова, продуктов питания, воды, медицинской помощи, предметов первой необходимости. В связи с этим остро встает задача его жизнеобеспечения. Целью жизнеобеспечения населения является удовлетворение физиологических, материальных и духовных потребностей населения в условиях чрезвычайной ситуации в соответствии с установленными нормами.
Cлайд 18
Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, органы управления ГОЧС на всех уровнях должны: 1. Планировать мероприятия по первоочередному жизнеобеспечению населения при возможных чрезвычайных ситуациях в Планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 2. Определить объемы средств, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения населения при возможных чрезвычайных ситуациях. 3. Осуществлять накопление и хранение средств, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения населения при возможных чрезвычайных ситуациях. 4. Своевременно и в требуемых объемах обеспечить необходимыми средствами работы по первоочередному жизнеобеспечению населения при возникновении чрезвычайных ситуаций. 5. Планировать и осуществлять меры по психологической и медицинской реабилитации пострадавшего населения и участников ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Cлайд 19
Готовность к возможным чрезвычайным ситуациям в регионе, городе, районе, на каждом конкретном предприятии достигается через подготовку и проведение большого комплекса организационных и инженерно-технических мероприятий. На практике выработана и теоретически подтверждена определенная последовательность этих мероприятий, выявлены приоритеты в их подготовке и проведении.
Cлайд 20
В чем же заключаются основные подходы к решению задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций? 1. Прежде всего организуется работа по комплексному анализу возможных опасностей и угроз. 2. На следующем этапе работы определяется состояние безопасности субъекта Российской Федерации, муниципального образования объекта. 3. По итогам анализа опасностей и угроз и оценки состояния дел в области безопасности определяются основные направления и мероприятия по обеспечению безопасности. 4. Уточняется организационная структура по обеспечению безопасности. 5. Разрабатывается стратегия (долгосрочный план) обеспечения природной и техногенной безопасности субъекта Российской Федерации, муниципального образования. 6. На основании долгосрочного плана проводится разработка целевых и научно-технических региональных программ. 7. Организуется повседневное управление процессами по обеспечению природной и техногенной безопасности. Безусловно, предлагаемый подход не является догмой. Важно только, чтобы работа в области природной и техногенной безопасности носила постоянный, систематический характер.
Cлайд 21
Нормы и нормативы первоочередного жизнеобеспечения различных групп населения в чрезвычайных ситуациях Нормы обеспечения продуктами питания пострадавшего населения в чрезвычайных ситуациях
Cлайд 22
Нормы обеспечения населения водой Нормы обеспечения населения предметами первой необходимости