1. Конструкция “естественного права” и концепция происхождения государства. 2. Интерпретация равенства. 3. Три (прирожденных) права личности в “Трактате о государственном правлении” 4. Проблема веротерпимости Заключение
Cлайд 3
ЛОКК, ДЖОН (Locke, John) (29 августа 1632, Рингтон, Сомерсет, Англия — 28 октября 1704, Эссекс, Англия) «Причина, по которой люди создают общество,- сохранность их собственности»
Cлайд 4
Политические взгляды Локк обосновывал учениями о естественном праве и общественном договоре. взаимная доброжелательность (т.к. каждому хватало земли и воды и каждый мог накопить достаточную для него собственность) Естественное состояние людей частная собственность существовала задолго до установления государственной власти и независимо от ее возникновения. Естественное состояние характеризуется Локком как совокупность отношений свободы, равенства и взаимной независимости людей.
Cлайд 5
Обосновывающая учение об общественном договоре теория естественного права содержалась в незавершенном наброске “Опытов о законе природы”. «Никаких политико-моральных врожденных идей нет, но опыт направляет мысли людей на открытие их прирожденных прав, возможностей и обязанностей» В этой работе: свободная воля господа (источник благочестивых социально значимых моральных предписаний) естественный закон самосохранения (необходимо возникший) конкурируют Победа законов природы т.к. требования человеч. природы диктуют все «Первым и основным естественным законом, которому должна подчиниться сама законодательная власть, является сохранение общества и каждого члена общества»
Cлайд 6
Общество сложилось или складывалось до появления государства; Государство призвано не ограничивать социальную свободу и инициативу, а гарантировать их; Верховным сувереном в государстве является не правительство, а нация; Если правительство (правитель) поступает вопреки действующему праву и извращает законы или вообще не считается с ними, то подданные вправе расторгнуть соглашение с правительством и используя право на самозащиту, подняться на насильственную революцию.
Cлайд 7
естественное равенство постепенное развитие неравных способностей и задатков разные возможности перспективы “...Различные степени прилежания способствовали тому, что люди приобретали имущество различных размеров... изобретение денег дало им возможность накапливать и увеличивать его”
Cлайд 8
Говоря о живом субъекте правопорядка, Локк всегда имеет в виду изолированного индивида, ищущего частной выгоды. Равенство, как его трактует Локк Суть его сводится к тому, что ни один из индивидов, сколь бы скудным ни было его естественное достояние (его интеллектуальные и физич. силы, его умения и благоприобретения), не может быть исключен из конкуренции, отторгнут от свободного обмена благами и услугами. РАВЕНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ И ПРИТЯЗАНИЙ. “равенство без уравнивания” Классовое неравенство вполне нормальное явление, объяснимое различной эффективностью личного труда ввиду неравенства людских талантов.
Cлайд 9
право на жизнь, свободу и собственность образуют конституционный базис правового порядка и впервые делают возможным законодательство, не стесняющее, а эмансипирующее по своему основному смыслу. Труд, нацеленный на достижение индивидуального благополучия и выгоды Определяющая форма человеческой жизнедеятельности, которая в первую очередь имеет ввиду право на жизнь
Cлайд 10
“Опыты о законе природы “ истинной моралью считалась та, что заложена в божьих заповедях “Опыт о человеческом разумении” “Разумность христианства” Оправдать веру могло бы только соотнесение ее с подлинной моралью Для возникновения морали в боге нет необходимости, хотя для ее укрепления вера в бога может пригодиться.
Cлайд 11
Локк сторонник идеи отделения церкви от государства. Сторонник веротерпимости,однако советует не предоставлять полноты гражданских прав католикам и атеистам. Что касается общего принципа веротерпимости, то он соответствовал политической линии нового режима на прекращение религиозных распрей.
Cлайд 12
Локк стал одним из основателей «Договорной» теории происхождения государства. Локк первым сформулировал принцип «Разделения властей» на законодательную, исполнительную и судебную. Ограничивает человека естественный закон, который гласит, что “никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе либо имуществе”. Свобода человека, таким образом, не абсолютна. Поэтому власть правителя, полученная на основе” договора”, не может быть абсолютной. Она ограничена именно тем, что является содержанием естественного закона. Естественный закон Локка выражает основные интересы и потребности класса, от имени которого он выступал.
Cлайд 13
История политических и правовых учений. Часть 1 / Под ред. О.Э.Лейста.-М.: Юридическая литература,1997. Шляхтун П.П. Політологія (теорія та історія політичної науки)- К.:Либідь, 2002. Политическая концепция в учении Джона Локка. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.km.ru/referats/C1EC5D0B8F814D608674DCFABBE0274D Джон Локк. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.epwr.ru/quotauthor/txt_30.php Джон Локк. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ru.wikiquote.org/wiki/Джон_Локк