Сколько детей сегодня нуждаются в специальном обучении? По оценкам экспертов международных организаций, например ЮНЕСКО, в России из 30 млн. детей, примерно от 2 млн. 500 тыс. до 3 млн. 500 тыс. временно или постоянно нуждаются в специальной педагогической поддержке. При этом стоит заметить, что абсолютное большинство (80-85%) этих детей не получают и не могут получить ее в обычной средней школе.
Cлайд 2
Сокращается ли количество детей, нуждающихся в специальном образовании? По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации количество больных детей (от 0 до 17 лет) ежегодно увеличивается на 4-5%, Среди нарушений в состоянии здоровья со стойкими расстройствами функций, ограничениями жизнедеятельности, нарушениями социальной адаптации и интеграции в общество наиболее многочисленную группу составляют заболевания, связанные с двигательными- 25,0% и умственными - 20,4% нарушениями.
Cлайд 3
Сколько сегодня в России коррекционных школ? По данным Министерства образования, в 2000 году на территории Российской Федерации находилось 1967 специальных учебных коррекционных заведений для детей с проблемами развития. В 2004/2005 учебном году, по данным Министерства образования, этих учреждений было 1947. По данным того же Министерства образования, к началу 2005-2006 учебного года их осталось уже 1810. Количество специальных коррекционных учебных заведений уменьшилось почти на 150 единиц, причем 137 школ ликвидированы в течение последнего года. И это – только официальные цифры, в которых фигурируют те учреждения, ликвидация которых полностью документально завершена. В настоящее время происходит повсеместная ликвидация и «реорганизация» специальных коррекционных учебных заведений, точнее – школ.
Cлайд 4
Что конкретно дают детям коррекционные школы? Основное содержание деятельности коррекционных школ – КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ (педагогическая, психологическая, медицинская и социальная) детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет идти навстречу особым потребностям учащихся Коррекционная работа направлена на профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении, учебе, на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
Cлайд 5
Куда переходят дети из закрывающихся коррекционных школ? Общеобразовательные школы по месту жительства Надомное обучение в общеобразовательных школах Коррекционные школы других районов Не продолжают образование
Cлайд 6
Есть ли ПРИНЦИПИАЛЬНОЕ отличие коррекционных классов в массовых школах от специализированных коррекционных школ? 1. Коррекционные школы формируются и действуют, ориентируясь на особенности основного дефекта развития ребенка в применении к задачам обучения. Используются соответствующие, специализированные, программы и методики. Обучение осуществляют в основном педагоги-дефектологи. В коррекционной школе проводится соответствующая методическая работа. В коррекционных классах обычной школы все это практически невозможно. Практически ни одна государственная школа не сможет ради одного или даже нескольких коррекционных классов дополнительно набрать в штат большое количество учителей-дефектологов и специалистов. 2. различия в школьных программах коррекционных школ и классов коррекции Программа обучения в коррекционных школах рассчитана на другие сроки обучения, чем в обычных, массовых, школах. 3. различная организация режима труда-отдыха для детей из коррекционных классов (детям с проблемами здоровья необходим более щадящие условия, чем обычным, здоровым детям) 4. во многих средних школах давно созданы, так называемые, «коррекционные» классы, в которых учатся дети, не «вписывающиеся» в педагогический процесс в обычном классе. Работают в этих «коррекционных» классах обычные учителя и ни о каком «профиле» отклонений в развитии детей при комплектовании этих классов или о специальном, особом, образовании этих учеников речь вообще не идет.
Cлайд 7
Выбор родителями детей с проблемами в развитии двух путей социально-реабилитационного сопровождения: Пространство коррекционной школы активизация сохранных функций ребенка и развитие его зоны ближайшего развития при участии коррекционных педагогов и специальных психологов. Пространство массовой школы Активизирует социально-психологические механизмы взаимодействия проблемного ребенка со средой и только потом – коррекцию. Остаются социально-психологические риски нетипичного ребенка.