«Мы не принадлежим ни к одному из великих семейств человеческого рода, мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Стоя как бы вне времени, мы не были затронуты всемирным воспитанием человеческого рода…» П. Я. Чаадаев «Философические письма»
Cлайд 3
Этапы развития русской философии Древняя и средневековая русская философия Русское Просвещение Российский духовный ренессанс Советский период русской философии Постсоветский период русской философии - XI-XVII вв. - XVIII – первая четверть XIX в. - Вторая четверть XIX в. – 1917 г. 1917 – 1991 г. С 1991 г.
Cлайд 4
социальная ориентированность русской мысли. «народопоклонство». обращенность к актуальным проблемам жизни (поиски ответа на вопросы: Что делать? Кто виноват?); русская идея (славянофилы и западники) – особая историческая миссия России Особенности русской философии
Cлайд 5
Антропоцентризм - обращенность к человеку, его положению и судьбе Преобладание этицизма, «мучительных раздумий» над проблемами морали
Cлайд 6
идея соборности - сочетание единства и свободы многих лиц на основе их общей любви к Богу и всем абсолютным ценностям (Хомяков и др.). синтетичность мысли. Установка на преодоление спора в позициях; синтез научного, художест-венного, религиоз-ного подходов;
религиозное миросозерцание. «Философия сердца». Высокий эмоциональный накал. Мировоззренческий поступок. Исповедальность.
Cлайд 9
X-XII вв. Философия Древней Руси
Cлайд 10
Иларион «Слово о законе и благодати». Автор - первый русской митрополит Иларион. Обосновывал универсальное, вселенское значение благодати как духовного дара, обретение которого возможно для человека независимо от его национальной принадлежности. Выразил идеал Святой Руси, имевший огромное значение для русского религиозного сознания.
Cлайд 11
Владимир Мономах Центральную роль в знаменитом «Поучении…» киевского князя играет идея правды. Правда – это то, что составляет основу законности власти и в этом смысле есть закон, правосудие.
Cлайд 12
Климент Смолятич -русский митрополит Киева. Климент был знатоком сочинений не только византийских, но и античных авторов. Ссылаясь на авторитет Святых Отцов, обосновывал в своих сочинениях «полезность» философии для понимания смысла Священного Писания.
Cлайд 13
Кирилл Туровский допускал аллегорическое истолкование Священного Писания и пользовался этим приемом достаточно широко. Человек – центральная фигура мироздания, «венец творения». Он наделен свободой воли и сам должен прийти к «правде», возвещенной Христом. Развивал учение о «стройном разуме» как возможном для человека духовно-нравственном состоянии, когда достигается гармония между верой и разумом.
Cлайд 14
НИКИФОР Послание о посте и о воздержании чувств», «Послание от Никифора, Митрополита Киевского, к Владимиру, князю всея Руси... о разделении церквей на восточную и западную»
Cлайд 15
разум способен познать мир, а правильное использование разума ведет к разумению Бога. Пост служит поводом для отвлеченных философско-богословских размышлений о проблемах онтологии, гносеологии, психологии, этики и политики.
Cлайд 16
философско-богословские размышления о проблемах онтологии, гносеологии, психологии, этики и политики. В канву догматических рассуждений искусно вплетены экскурсы в античную мудрость
Cлайд 17
Средневековая русская философия XIV-XVI вв.
Cлайд 18
Исихазм (греч. «исихия» - покой, безмолвие, тишина) – учение и аскетическая практика, направленная на достижение спасения через соединение человека с Богом по энергии.
Cлайд 19
Как название возникло в Византии в XIV в. основные представители: Григорий Паламы (1296-1359) Григорий Синаит (ок. 1268-1346)
Cлайд 20
Основные идеи: - стяжание благодати через «очищение сердца»; - особая напряженная молитвенная практика; - борьба с греховными помыслами; - созерцание нетварного «Фаворского света» (божественной энергии)
Cлайд 21
Крупнейшие представители исихазма на Руси: Сергий Радонежский (1321-1391) Андрей Рублев (ок. 1370-1428) Нил Сорский (ок. 1433-1508)
Cлайд 22
Андрей Рублев икона «Троица»
Cлайд 23
Андрей Рублев икона «Преображение»
Cлайд 24
Андрей Рублев икона «Воскрешение Лазаря»
Cлайд 25
«НЕСТЯЖАТЕЛИ» «нестяжатели» - аскетическое движение внутри Русской Церкви возглавлял движение Нил Сорский (ок. 1433-1508) Основные произведения: «Устав скитский», «Завещание»
Cлайд 26
Основные идеи «нестяжателей»: - главная цель монашеской жизни – духовный подвиг; - выступали против стяжания богатства монастырями; - выступали против того, чтобы социальное служение Церкви было главным ее делом; - выступали против участия Церкви в делах государства
Cлайд 27
Иосиф Волоцкий (1439-1515) Основное произведение «Просветитель» «Иосифляне» («стяжатели») – выступали за активную позицию Церкви в государстве
Cлайд 28
- выступали за активное социальное служение Церкви; - монастыри и Церковь в целом должна иметь богатства и собственность, чтобы обеспечивать социальное служение; - выступали за активное участия Церкви в делах государства Основные идеи:
Cлайд 29
Максим Грек (Михаил Триволис) ок. 1470-1555
Cлайд 30
Историософская концепция «Москва – Третий Рим» Автор Старец Филофей (ок. 1465-1542)
Cлайд 31
Основная идея: Рим (Первый) – до 1054 г. Второй Рим (Константинополь) (1439/1453) Третий Рим (Москва)
Cлайд 32
Эсхатология – учение о конце истории, гибели этого мира и о последующих его судьбе
Cлайд 33
Освоение философского просветительского наследия Европы начинается в XVI веке стараниями просветителя книжника Франциска Скорины и князя Андрея Курбского
Cлайд 34
1. Автором историософской концепции «Москва – Третий Рим» был: а) Максим Грек; б) Иван Грозный; в) Нил Сорский; г) Филофей.
Cлайд 35
2. Эсхатология – это учение а) о создании идеального государственного и общественного устройства в будущем б) о воплощении Царства Божьего на земле в) о конце истории, гибели этого мира и о последующей его судьбе г) о возникновении мира из ничего
Cлайд 36
Философия Просвещения в России (XVIII-первая четверть XIX в.
Cлайд 37
Русское Просвещение XVII века Центры – Киево-Могилянская, а с 1687 г. – Славяно-греко-латинская академия. Постепенное усиление критики церковной ортодоксии, укрепление прозападных настроений и интереса к «латинской мудрости». Формируется культура и философия нового типа, в которой начинают преобладать светская проблематика и прогрессизм.
Cлайд 38
Феофан Прокопович (1681-1736) Профессор Киево-Могилянской академии, основатель кружка «Ученая дружина Петра-I». Воспринял европейский деизм. Бог сотворил мир и установил законы, ограничивающие его действия. Чудес нет – все доступно познанию. Науке следует доверять больше, чем Библии, которую нужно понимать аллегорически.
Cлайд 39
Ученая дружина Петра-I Объединила идеологов дворянства, горячих сторонников новой философии и науки. В их числе: В.Н.Татищев А.Д. Кантемир А.М.Черкасский (1686-1750) (1708-1744) (1680-1742)
Cлайд 40
Василий Татищев Философия – наука наук, в которой сосредоточено все истинное знание; Душа нераздельна и бессмертна, вся познавательная деятельность человека связана с душой; Сторонник теорий общественного договора и естественного права Общественное развитие связано с действием экономических факторов, а также влиянием науки и просвещения.
Cлайд 41
Михаил Васильевич Ломоносов Самая значимая фигура в философии русского Просвещения. Ученый-энциклопедист, специально философией он не занимался, однако его размышления и выводы нередко выходили в область чисто философских проблем, решать которые ему помогали трезвый научный разум и врожденная интуиция
Cлайд 42
Философские воззрения Ломоносова Основоположник материалистической традиции; Убежденный деист; Богу отводится лишь роль Творца и Перводвигателя Вселенной; Разделял теорию двух истин: научной и религиозной, т.к. сферы науки и религии не совпадают. При этом резко критиковал духовенство за невежество, требовал, чтобы они «не смели ругать науки в проповедях»; Верил в самобытность истории и культуры русского народа, выступал последовательным «антинорманистом».
Cлайд 43
Атомно-молекулярная гипотеза Опираясь на нее, Ломоносов разрабатывает учение о материи и движении. Определения материи: 1.«То, из чего состоит тело и от чего зависит его сущность»; 2.«Материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части». Метафизический материалист, он отождествляет материю с веществом, которое состоит из элементов и их группировок (корпускул) Движение делится на внешнее (макротела) и внутреннее (элементы)
Cлайд 44
Закон сохранения материи и движения Развитие идеи изменчивости природы, в частности, применение принципа историзма к изучению планеты и ее недр Гелиоцентрическая система в астрономии Ломоносов признавал существование в космосе множества обитаемых миров.
Cлайд 45
Гносеология Ломоносова Большое значение придается опыту, который не противопоставляется теории; Попытка преодолеть крайности эмпиризма и рационализма; Науки подразделяются по степени теоретического обобщения материала.
Cлайд 46
Онтология Ломоносова Постижение природы, мира, материи, бытия осуществляется всеми возможными способами: от опыта и эксперимента до метафизических рассуждений и поэтических личностно-космических созерцаний; Мыслитель стремился прочувствовать и совместить малое и большое, бесконечный простор и бесконечную глубину мироздания; Мир детерминирован, субстанциален и космичен, при этом Творчество лежит не только у начала мира, но и в самой его сущности.
Cлайд 47
Просвещение II половины XVIII в. Интересы российских просветителей смещаются в сторону социально-политических и гносеологических проблем. Развиваются идеи критики крепостнического строя и самодержавия. Наиболее значительные фигуры: Н.И.Новиков Д.Т.Фонвизин Я.П. Козельский
Cлайд 48
Александр Радищев (1749-1802) Наиболее радикальный социальный мыслитель. В философии Радищев противоречив: переплетение материалистических и религиозных представлений. Онтология Радищева материалистична, антропология (учение о душе) – неоднозначна.
Cлайд 49
Учение о душе А.Н. Радищева С одной стороны, деятельность души связывается с чисто телесными функциями; С другой – указывается на обратное влияние души на тело и признается духовное бессмертие.
Cлайд 50
Социальная философия Радищева Бескомпромиссный и последовательный стиль философствования; «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790) – основной антикрепостнический и антиабсолютистский труд; Критика монархии и крепостничества со всех - моральной, политической и экономической – точек зрения и выдвижение идеи народной революции и республиканской власти; Будущее общество – свободное, справедливое объединение людей, в котором отсутствует эксплуатация.
Cлайд 51
Три линии развития в философии русского Просвещения: Религиозная философия (Г.С. Сковорода); Вольфианство (Г.Н. Теплов, М.М. Щербатов) Русское масонство (И.П. Елагин, И.Г. Шварц, И.В. Лопухин, С.В. Лабзин)
Cлайд 52
Теплов Григорий Николаевич (1717-1779) «Знания, касающиеся вообще до философии, для пользы тех, которые о сей материи чужестранных книг читать не могут» (1751)
Cлайд 53
Детище М.В. Ломоносова – Московский государственный университет
Cлайд 54
Этот российский философ хронологически не относится к мыслителям эпохи русского Просвещения: А). М.В. Ломоносов Б). А. Курбский В). Н.И.Новиков Г). Г.С. Сковорода
Cлайд 55
В основе религиозных взглядов М.В. Ломоносова лежит: А). Атеизм Б). Деизм В). Пантеизм Г). Креационизм
Cлайд 56
Одним из важнейших элементов философской системы Бердяева, помимо свободы, является: А). Независимость Б).Творчество В). Любовь Г). Разум.
Cлайд 57
Григорий Саввич Сковорода
Cлайд 58
«Мир ловил меня, но не поймал» - автоэпитафия «Оставьте… В этом фолианте Мы все утонем без следа! Не говорите мне о Канте!! Что Кант?.. Вот…есть …Сковорода» (А. Белый)
Cлайд 59
Выпускник Киево-Могилянской академии малороссийский философ, просветитель, поэт, педагог; космополит, «гражданин мира», мудрец, странствующий проповедник-философ.
УЧЕНИЕ - в целом строится герменевтически – методом интерпретации Священного текста - отличается синкретическим характером диалогов - о трех мирах и двух натурах - о «сродности», «сродном труде» - о смысле и цели бытия человеческого
Cлайд 62
Высказывания, цитаты и афоризмы Григория СаввичаСковороды • Голод, холод, ненависть, гонения, клевета, ругань и любой труд не только сносен, но и радостен, если ты к нему рожден. • Не тот глуп, кто не знает, но тот, кто знать не хочет. • От излишества рождается пресыщение, от пресыщения — скука, от скуки — душевное огорчение, а кто этим страдает, того нельзя назвать здоровым.
Cлайд 63
Избегай людей, которые, видя твои пороки и недостатки, оправдывают их или даже одобряют. Такие люди или льстецы, или трусы, или просто дураки. От них не жди помощи, ни в какой беде или несчастье. Кто стыдится признать недостатки свои, тот со временем будет бесстыдно оправдывать свое невежество, которое есть наибольший порок. Лучше у одного разумного и добродушного быть в любви и почтении, нежели у тысячи дураков. Любовь вызывается любовью, которую производят благосклонность и благоволение в соединении с добродетелью.
Cлайд 64
О каких трех мирах идет речь в учении Г. Сковороды: 1-) Мире идей и мире вещей? 2-) Макрокосме, микрокосме, мире символов? 3-) Мире посюстороннем и мире потустороннем?
Cлайд 65
О каких двух натурах говорит Г. Сковорода: 1-) О материи и форме? 2-) О естественной и противоестественной? 3-) О хорошей и вредной?
Cлайд 66
Что такое «сродный» труд, согласно Г. Сковороде: 1-)Труд с родственниками в одной фирме? 2-)Труда на благо родственников? 3-) Труд в соответствии со способностями, труд по призванию?
Cлайд 67
Западники и славянофилы
Cлайд 68
Основные произведения: «Философические письма», (1829-1831), «Апология сумасшедшего» (1837) Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856)
Cлайд 69
Николай Иванович Надеждин (1804-1856) Журнал «Телескоп» 1831-1836
Cлайд 70
- история развивается прогрессивно и имеет своей целью достижение Царства Божьего; - европоцентризм: центром мировой истории является католическая Европа (Запад); - Россия находится на периферии исторического процесса. Основные историософские идеи П.Я. Чаадаева:
Cлайд 71
Славянофилы – это направление в русской мысли, которое выступало за самобытный путь развития России на основе традиционных ценностей (православной веры, общинности, солидарности и др.).
Cлайд 72
Основные представители «классических славянофилов» и их труды: Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860): «Об основных началах русской истории» Иван Васильевич Киреевский (1806-1856): «О характере просвещения Европы и его отношения к просвещению России», «О необходимости и возможности новых начал для философии»; Алексей Степанович Хомяков (1804-1860): «О старом и новом», «Записки о всемирной истории» («Семирамида»);
Cлайд 73
- центром мировой истории является Россия, так как она в отличие от Запада сохранила православную христианскую веру; - отрицательное отношение к реформам Петра I; - России необходимо вернуться к традиционным духовным ценностям; - соборность - духовное единство на основе принципов любви, свободы и солидарности Основные идеи славянофилов
Cлайд 74
Западники – это направление русской мысли, которое выступало за развитие России на основе западных идеалов, за приобщение России западной цивилизации, и ее духовным ценностям (индивидуализм, демократические свободы и др.).
Cлайд 75
Основные представители «западников» и их труды: Тимофей Николаевич Грановский (1813-1855): «О современном состоянии и значении всеобщей истории»; Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848): «Россия до Петра Великого», «Письмо Гоголю 1847 г.»; Александр Иванович Герцен (1812-1870): «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы»
Cлайд 76
- история развивается прогрессивно как единый процесс; - общность истории у России и Европы; - считали, то Россия отстает в своем развитии от Европы (Запада); - Россия должна воспринять западные ценности и идеалы: личной свободы, индивидуализма, демократии Основные идеи «западников»:
Cлайд 77
1. Кто из философов является представителем славянофилов: а) Чаадаев; б) Герцен; в) Грановский; г) Киреевский.
Cлайд 78
2. Кто является автором «Философического письма» опубликованном в журнале «Телескоп», которое дало толчок полемике между славянофилами и западниками? а) Белинский; б) Чаадаев; в) Хомяков; г) Герцен.