Русская философия XIX века Московский государственный институт международных отношений Кафедра философии
Cлайд 2
Русская философия XIX века Западники и славянофилы: спор о культурной идентичности и исторических перспективах России П. Я. Чаадаев: аномалии русской истории И. В. Киреевский: особенности русского просвещения А. С. Хомяков: доктрина соборности А. И. Герцен: критика славянофильства Н. Я. Данилевский: теория культурно-исторических типов Владимир Соловьёв: философия Всеединства Понятие Всеединства Софиология Историософия: Богочеловеческий процесс
Cлайд 3
В тогдашнем поколении чувствуется именно некое неодолимое влечение к философии, какая-то философская страсть и тяга, точно магическое притяжение к философским темам и вопросам. В предыдущем поколении таким культурно-психологическим магнитом была поэзия, – теперь уже перестаёт им быть. Из поэтического фазиса русское культурно-творческое сознание переходит в фазис философский. Г. Флоровский. «Пути русского богословия».
Cлайд 4
И именно «из нашей жизни», из господствующих вопросов и интересов родной жизни, рождается в те годы русская философия. Рождается из историософического изумления, почти испуга, в болезненном процессе национально-исторического самонахождения и раздумья. Г. Флоровский. «Пути русского богословия».
Cлайд 5
П. Я. Чаадаев (1794-1856) Аномалии русской истории Философические письма (1829-1830, опубл. 1836-1991) Апология сумасшедшего (1837) Основные сочинения
Cлайд 6
Аномалии русской истории Россия – исключение из общего правила [Провидение] как будто совсем не занималось нашей судьбой. Отказывая нам в своём благодетельном воздействии на человеческий разум, оно предоставило нас всецело самим себе, не пожелало ни в чём вмешиваться в наши дела, не пожелало ничему нас научить. Опыт времён для нас не существует. Века и поколения протекли для нас бесплодно. Глядя на нас, можно сказать, что по отношению к нам всеобщий закон человечества сведён на нет. П. Я. Чаадаев Философические письма
Cлайд 7
Мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из известных семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, и не имеем традиций ни того, ни другого. Мы стоим как бы вне времени, всемирное воспитание человеческого рода на нас не распространилось. П. Я. Чаадаев Философические письма Аномалии русской истории Россия – исключение из общего правила
Cлайд 8
Аномалии русской истории Отсутствие исторических традиций Мы живём лишь в самом ограниченном настоящем без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя. Наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы как бы чужие для себя самих. Мы так удивительно шествуем во времени, что, по мере движения вперёд, пережитое пропадает для нас безвозвратно. У нас совсем нет внутреннего развития, естественного прогресса; прежние идеи выметаются новыми, потому что последние не происходят из первых, а появляются у нас неизвестно откуда. П. Я. Чаадаев Философические письма
Cлайд 9
Аномалии русской истории Отсутствие исторических традиций Это естественное последствие культуры, всецело заимствованной и подражательной. П. Я. Чаадаев Философические письма
Cлайд 10
Аномалии русской истории Историческая неудача православия В то время, когда среди борьбы между исполненным силы варварством народов Севера и возвышенной мыслью религии воздвигалось здание современной цивилизации, что делали мы? По воле роковой судьбы мы обратились за нравственным учением, которое должно было нас воспитать, к растленной Византии, к предмету глубокого презрения этих народов. В Европе всё тогда было одушевлено животворным началом единства. Всё там из него происходило, всё к нему сходилось. Чуждые этому чудотворному началу, мы стали жертвой завоевания. П. Я. Чаадаев Философические письма
Cлайд 11
Аномалии русской истории Историческая неудача православия Вы знаете, что ни один философ древности не пытался представить себе общества без рабов, да и не находил никаких возражений против рабства. Вы знаете также и то, что, по признанию самых даже упорных скептиков, уничтожением крепостничества в Европе мы обязаны христианству. Почему же христианство не имело таких же последствий у нас? Почему, наоборот, русский народ попал в рабство лишь после того, как стал христианским? Пусть православная церковь объяснит это явление. П. Я. Чаадаев Философические письма
Cлайд 12
Аномалии русской истории Историческая неудача православия Не знаю, но мне кажется, одно это могло бы заставить усомниться в православии, которым мы кичимся. П. Я. Чаадаев Философические письма
Cлайд 13
Аномалии русской истории Миссия России – урок потомству? Одним словом, мы жили и сейчас ещё живём для того, чтобы преподать какой-то великий урок отдалённым потомкам, которые поймут его; пока, что бы там ни говорили, мы составляем пробел в интеллектуальном порядке. П. Я. Чаадаев Философические письма
Cлайд 14
Аномалии русской истории Миссия России – урок потомству? Конечно, не пройдёт без следа и то наставление, которое нам суждено дать, но кто знает день, когда мы вновь обретём себя среди человечества и сколько бед испытаем мы до свершения наших судеб? П. Я. Чаадаев Философические письма
Cлайд 15
Ранние славянофилы И. В. Киреевский (1806-1856) А. С. Хомяков (1804-1860) К. С. Аксаков (1817‑1860) Ю. Ф. Самарин (1819‑1876)
Cлайд 16
Философия культуры Киреевского Особенности генезиса западной культуры Западная Европа – наследница классической (римской) античности. Обе формы западного христианства: католицизм и протестантизм – сложились в отрыве от вселенской церкви. Западноевропейская государственность возникла из внешнего завоевания.
Cлайд 17
Философия культуры И. В. Киреевского Особенности генезиса русской культуры Античная культура проникала на Русь уже преобразованная христианством. Приняв христианство от Греции, Русь постоянно находилась в общении со вселенской церковью. Русская государственность самобытна: завоеватели оставались вне русского народа.
Cлайд 18
Философия культуры И. В. Киреевского Различия западной и русской культуры Особенности генезиса западной культуры Особенности генезиса русской культуры Западная Европа – наследница классической (римской) античности. Античная культура проникала на Русь уже преобразованная христианством. Обе формы западного христианства: католицизм и протестантизм – сложились в отрыве от вселенской церкви. Приняв христианство от Греции, Русь постоянно находилась в общении со вселенской церковью. Западноевропейская государственность возникла из внешнего завоевания. Русская государственность самобытна: завоеватели оставались вне русского народа.
Cлайд 19
Антропология И. В. Киреевского Концепция целостной личности Особенности психического склада западного человека Для человека западной культуры характерно гипертрофированное развитие только одной из способностей человеческого духа – отвлечённого разума. Такое понимание личности предполагает разнородность духовных сил, действующих независимо одна от другой. Особенного психического склада русского человека Человек русской культуры – носитель целостного сознания. «Целостность» понимается при этом как органическое единство рассудочной и эмоциональной сфер жизни.
Cлайд 20
Антропология И. В. Киреевского Концепция целостной личности Особенности психического склада западного человека Особенного психического склада русского человека Для человека западной культуры характерно гипертрофированное развитие только одной из способностей человеческого духа – отвлечённого разума. Человек русской культуры – носитель целостного сознания. Западный человек – носитель духа отрицания (эгоизма и индивидуализма). Русский человек – носитель общинного духа.
Cлайд 21
А. С. Хомяков Доктрина соборности Свобода в единстве Вселенская церковь (православие) Свобода без единства Протестантизм Единство без свободы Католицизм
Cлайд 22
А. С. Хомяков Доктрина соборности Соборность – «единство свободное и органическое, живое начало которого есть Божественная благодать взаимной любви».
Cлайд 23
«Единство, – возвестил оракул наших дней, – Быть может спаяно железом лишь и кровью…» Но мы попробуем спаять его любовью – А там увидим, что прочней… Ф. И. Тютчев. «Два единства». А. С. Хомяков Доктрина соборности
Cлайд 24
Русский народ имеет прямое право, как народ, на общечеловеческое, а не чрез посредство и не с позволения Западной Европы. К. С. Аксаков. «О русском воззрении».
Cлайд 25
Западники В. Г. Белинский (1811‑1848) А. И. Герцен (1812‑1870) Т. Н. Грановский (1813-1855) Н. В. Станкевич (1813-1840) М. А. Бакунин (1814-1876) К. Д. Кавелин (1818-1885)
Cлайд 26
Критика славянофильства Необратимость истории А. И. Герцен. «Былое и думы». История не возвращается, жизнь богата тканями, ей никогда не бывают нужны старые платья. Все восстановления, все реставрации были всегда маскарадами.
Cлайд 27
Критика славянофильства Необратимость истории А. И. Герцен. «О развитии революционных идей в России». Поклонники исторического принципа, они [славянофилы] постоянно забывали, что всё, происшедшее после Петра I, – тоже история и что никакая живая сила, не говоря уже о выходцах с того света, не могла ни вычеркнуть совершившиеся факты, ни устранить их последствия.
Cлайд 28
Критика славянофильства Реакционность славянофильского идеала Нам, сверх того, не к чему возвращаться. Государственная жизнь допетровской России была уродлива, бедна, дика – а к ней-то и хотели славяне возвратиться, хотя они и не признаются в этом… А. И. Герцен. «Былое и думы».
Cлайд 29
Критика славянофильства Вред национального обособления Непосредственных основ быта недостаточно. Одна мощная мысль Запада, к которой примыкает вся длинная история его, в состоянии оплодотворить зародыши, дремлющие в патриархальном быту славянском. А. И. Герцен. «Былое и думы».
Cлайд 30
Критика славянофильства Вред национального обособления Восприимчивый характер славян, их женственность, недостаток самодеятельности и большая способность усвоения и пластицизма делают их по преимуществу народом, нуждающимся в других народах, они не вполне довлеют себе. А. И. Герцен. «Былое и думы».
Cлайд 31
Разочарование в Западе Западничество как утопия Я знаю, что моё воззрение на Европу встретит у нас дурной приём. Мы, для утешения себя, хотим другой Европы и верим в неё так, как христиане верят в рай. А. И. Герцен. «Былое и думы».
Cлайд 32
Разочарование в Западе Западничество как утопия Поживши год, другой в Европе, мы с удивлением видим, что вообще западные люди не соответствуют нашему понятию о них, что они гораздо ниже его. А. И. Герцен. «Былое и думы».
Cлайд 33
Разочарование в Западе Социальное бессилие Запада Было время, когда полусвободный Запад гордо смотрел на Россию, раздавленную императорским троном, и образованная Россия, вздыхая, смотрела на счастие старших братий. Это время прошло. Равенство рабства водворилось. А. И. Герцен. «Былое и думы».
Cлайд 34
Разочарование в Западе Социальное бессилие Запада Европа показала удивительную неспособность к социальному перевороту. Мы думаем, что Россия не так неспособна к нему, и на этом сходимся со славянами. На этом основана наша вера в её будущность. А. И. Герцен. «Былое и думы».
Cлайд 35
Крестьянский социализм и историческая миссия России С тех пор, как туман, покрывавший февральскую революцию, рассеялся, резкая простота заменила путаницу, – осталось только два интересных вопроса: вопрос социальный и вопрос русский. В сущности эти два вопрос составляют один и тот же. Разумное и свободное развитие русского народного быта совпадает с стремлениями западного социализма. А. И. Герцен. «Былое и думы».
Cлайд 36
Н. Я. Данилевский (1822‑1885) Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому (1869) Дарвинизм: Критическое исследование (1870-1885) Основные сочинения
Cлайд 37
Теория культурно-исторических типов Степени развития и типы развития В основе универсалистской парадигмы лежит логически не корректное деление истории на периоды: древность, средневековье, новое время. Рубежи, отделяющие один период от другого, не имели общечеловеческого значения. В истории каждой цивилизации выделяются свои фазисы развития: свои «древность», «средневековье» и «новое время». Между последними больше общего, чем между ними и соответствующими периодами других цивилизаций. Деление истории по степеням развития не исчерпывает всего богатства её содержания.
Cлайд 38
Теория культурно-исторических типов Многообразие культур Культура не универсальна (западная – в том числе). Совокупное человечество не есть реальный субъект истории, но лишь абстрактная идея. Разнообразие, а не единообразие – закон и условие прогресса.
Cлайд 39
Теория культурно-исторических типов Многообразие культур Дабы поступательное движение вообще не прекратилось в жизни всего человечества, необходимо, чтобы, дойдя в одном направлении до известной степени совершенства, началось оно с новой точки исхода и шло по другому пути, т. е. надо чтобы вступили на поприще деятельности другие психические особенности, другой склад ума, чувств и воли, которыми обладают только народы другого культурно-исторического типа. Н. Я. Данилевский. «Россия и Европа».
Cлайд 40
Теория культурно-исторических типов Многообразие культур Прогресс состоит не в том, чтобы идти все в одном направлении (в таком случае он скоро бы прекратился), а в том, чтобы исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях. Поэтому ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтоб она представляла высшую точку развития, в сравнении с её предшественницами или современницами, во всех сторонах развития. Н. Я. Данилевский. «Россия и Европа».
Cлайд 41
Теория культурно-исторических типов Десять культурно-исторических типов Египетский Китайский Древнесемитский Индийский Иранский Еврейский Греческий Римский Аравийский Романо-германский Мексиканский Перуанский Славяно-русский
Cлайд 42
Теория культурно-исторических типов «Одноосновные» и «многоосновные» цивилизации Цивилизации не бывают «лучше» или «хуже» – они просто разные. Цивилизации различаются преимущественным развитием какой-то одной стороны культуры: еврейская цивилизация – преимущественно религиозная, греческая – преимущественно эстетическая, римская – преимущественно политико-правовая. Европейцы расширили область культурного творчества, создав «двуосновную» цивилизацию – научно-промышленную. Грядущая славяно-русская цивилизация будет – впервые в истории – полной «четырёхосновной»: Россия призвана решить и социально-экономический вопрос, который в Европе остался неразрешённым. Европейская цивилизация уже прошла период расцвета и находится на пути к дряхлению. Ей на смену идёт славяно-русская цивилизация. Инстинктивным пониманием того, что будущее за славянством, и объясняется иррациональная ненависть Запада к России.
Cлайд 43
В. С. Соловьёв (1853-1900) Философские начала цельного знания (1877) Чтения о Богочеловечестве (1877-1881) Россия и Вселенская церковь (1889) Оправдание добра (1895) Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории (1899-1900) Основные сочинения
Cлайд 44
Онтология всеединства Понятие всеединства Достойное, идеальное бытие требует одинакового простора для целого и для частей, следовательно, это не есть свобода от особенностей, а только от их исключительности. Полнота этой свободы требует, чтобы все частные элементы находили себя друг в друге и в целом, каждое полагало себя в другом и другое в себе, ощущало в своей частности единство целого и в целом свою частность, – одним словом, абсолютная солидарность всего существующего, Бог – всё во всех. В. С. Соловьёв. «Общий смысл искусства».
Cлайд 45
Онтология всеединства Понятие всеединства
Cлайд 46
Онтология всеединства Понятие всеединства Всеединство есть категория онтологии, обозначающая принцип внутренней формы совершенного единства множества, согласно которому все элементы такого множества тождественны между собой и тождественны целому, но в то же время не сливаются в неразличимое и сплошное единство, а образуют особый полифонический строй, «трансрациональное единство раздельности и взаимопроникнутости», как сформулировал С. Л. Франк. С. С. Хоружий
Cлайд 47
В идеальном космосе, воплощающем полноту совершенства, нет места процессу, развитию, переходу от менее совершенного к более совершенному – всей исторической драме. «Загадкой для разума» является отнюдь не идеальный, ясный космос, а наш мир, непонятный, нестройный и преходящий. Однако этот мир предполагает мир идеальный как свою норму и критерий оценки: мы не находили бы его полным заблуждений, если бы не имели представления о сущей истине, не считали бы его злым, если бы не носили в себе идею добра, не чувствовали его безобразия, если бы были слепы к красоте. Поскольку он носит в себе идеалы истины, добра и красоты, человек оказывается посредствующим звеном между миром идеальным и земным. Историософия Богочеловеческий процесс