Конфликт в малой группе Исполнитель: Курбетьева Ксения, 10 «А» класс, гимназия№40, г. Екатеринбург Координаторы проекта: Жест Наталья Олеговна, преподаватель биологии Аристова Ирина Дмитриевна, преподаватель информатики
Cлайд 2
Основополагающий вопрос Способствует ли конфликт развитию малой группы?
Cлайд 3
Проблемные вопросы 1. Что такое конфликт? Каковы предпосылки конфликта. 2. Как люди с различными поведенческими типами ведут себя во время конфликта?
Cлайд 4
Цели Найти метод, который поможет улучшить взаимоотношения в малой группе; Найти способ упрощения решения конфликтов в малой группе;
Cлайд 5
Задачи Выявить и исследовать типы поведения людей в конфликтных ситуациях; Выяснить, есть ли необходимость формирования малой группы (школьного класса) относительно типов поведения в конфликтной ситуации; Узнать, есть ли необходимость не допускать конфликты в малой группе; Определить, нужно ли контролировать ход конфликта в малой группе; Доказать, что развитие навыков конфликтного взаимодействия идет со взрослением с девятого по одиннадцатый класс. Рассказать о способах выявления и решения конфликтов в малой группе; Определить роль учителя во время конфликта в классе.
Cлайд 6
Гипотеза Конфликт способствует развитию малой группы.
Cлайд 7
Актуальность Люди часто попадают в конфликтные ситуации, но из-за недостаточного умения решать конфликты возникают трудности, портятся отношения. Работая долгое время в одном коллективе важно сохранить нормальные отношения.
Cлайд 8
Цель: определить место конфликта в жизни человека и общества. Гипотеза: конфликт – один из аспектов жизни общества, необходимый для его развития. Предпосылками конфликта являются противоречия, требующие разрешения. Что такое конфликт? Каковы предпосылки конфликта
Cлайд 9
Конфликт – это противостояние или противоборство как минимум двух сторон по поводу распределения ценностей, ресурсов или власти. (теория конфликта представлена здесь)
Cлайд 10
«Теория конфликта» Карл Маркс Мортон Дойч Боулдинг Даль Раппорт Хеленна Корнелиус и Шошина Фэйр. Роджер Фишер и Уильям Юри Виктор Шейнов Джинни Г. Скотт Даниэль Ден Михаил Литвак Вера Каппони и Гомаш Новак Джон Роберт Паркинсон Подробнее об их работах можно прочитать здесь
Cлайд 11
Признаки конфликта Недоразумения Напряжение Дискомфорт Кризис Стычки и ссоры
Cлайд 12
Стадии разрешения конфликта Выявление действительного противоречия. 2. Переговоры конфликтующих сторон. 3. Пересмотр ситуации. 4. Временное соглашение. Подробнее ознакомиться здесь
Cлайд 13
Суть конфликта: любая победа временна, долгосрочно только решение.
Cлайд 14
Вывод: Характеристика конфликта Отрицательная сторона – это трата нервов, времени, некоторых материальных средств. Разрыв отношение, часто даже насилие, как над собой, так и над окружающими, унижение и прочие «радости» общения. Положительные - конфликт ведет к пересмотру взглядов, устранению тех проблем, которые вызвали конфликт. «В споре рождается истина».
Cлайд 15
Цель: определить типы поведения людей в конфликтной ситуации, узнать, меняются ли они по ходу взросления. Гипотеза: поведение человека во время конфликтной ситуации объясняется его психотипом, от этого напрямую зависит развитие конфликта. Как люди с различными поведенческими типами ведут себя во время конфликта?
Cлайд 16
Поведенческие типы Значительный интерес представляет процесс развития конфликта, который во многом зависит от стратегии поведения человека. Можно выделить четыре типа поведения людей: «Огонь» «Вода» «Белый флаг» «Камень»
Cлайд 17
«Огонь» Характеризуется активными (порой агрессивными) действиями. Причины такого поведения: -наличие возможности оказания давления; -уверенность в собственных силах; -агрессивный характер. Поведение: настойчивость, агрессия, не учитывание интересов противоположной стороны.
Cлайд 18
«Вода» Характеризуется поиском взаимовыгодных решений, компромиссов. Причины такого поведения: -«издержки» от противоборства оцениваются выше, нежели выгода; -несклонность к агрессии, «гибкость» характера. Поведение: тактичность, дипломатия.
Cлайд 19
«Белый флаг» Характеризуется низкой степенью настойчивости. Причины такого поведения: -боязнь ответных мер со стороны соперника; -неуверенность в позитивном исходе конфликта; -несклонность к агрессии, «мягкость» Поведение: принятие мнения и позиции оппонента.
Cлайд 20
«Камень» Характеризуется низкой степенью настойчивости, но неподчиняемостью активному оппоненту. Причины такого поведения: -нежелание вступать в открытую борьбу; -действия оппонента не могут реально влиять на положение; -несклонность к агрессии, «твердость» характера. Поведение: отказ или игнорирование, уход от конфликта.
Cлайд 21
Практическая часть Вот полученная общая диаграмма. Сиреневым цветом обозначены результаты по девятым классам. Малиновым – результаты по десятым классам. Светло-желтым – результаты по одиннадцатым классам. Они собраны на один график, чтобы была возможность проследить тенденции в изменении процентного содержания каждого поведенческого типа. (более подробно о практической части здесь)
Cлайд 22
Cлайд 23
Вывод по практической части Из теста видно, что постепенно идет формирование навыков поведения в конфликтных ситуациях, навык общения и отстаивания своих позиций. Конфликты в классе помогают нормально развиваться обществу в целом и в них идет процесс формирования личности, умения отстаивать свои взгляды и интересы, умения находить приемлемое для обоих сторон решение.
Cлайд 24
Роль педагога во время конфликтной ситуации в классе не должен оказывать давление на конфликтующие стороны; не должен допускать психологического или физического давления, дискриминации или бойкотирования одной конфликтующей стороны на другую; может предлагать сторонам способы решения конфликта, оставляя право выбора за участниками конфликта;
Cлайд 25
Перспективы использования материалов этого проекта Материалы этого проекта могут быть использованы в качестве учебного пособия для: учителей, работающих с классами, где часто происходят конфликты; учеников, в качестве учебного пособия для выявления и решения конфликтов.
Cлайд 26
Вывод Конфликты в малой группе позволяют: гармонично развиваться самой группе; формироваться здоровым отношениям; устраняют дискомфорт и напряжение; позволяют формироваться характеру и личности в условиях комуникативности и конкурентности. для развития класс желательно формировать из людей разных по поведенческим типам, но не допускать количественной доминантности одного поведенческого типа над другим.
Cлайд 27
Конфликт – это нормальное проявление человеческой комуникативности. В ходе проведения работы была использована информация из интернета и литература
Cлайд 28
Благодарю старшеклассников гимназии, оказавшим помощь в проведении исследовательской работы, надеюсь на дальнейшее сотрудничество