ТЕМА РОДИНЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СЕРГЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА РАХМАНИНОВА учителем музыки Григорьевой С.В. (МОБУ СОШ №20) Научный консультант: доктор педагогических наук, профессор кафедры филологии и искусства РИПК и ППРО Надолинская Т.В.
Cлайд 2
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Одним из направлений Программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников является: воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и о ценностях; воспитание нравственных ценностей, которые становятся основой русского национального характера; воспитание гордости за свою отечественную культуру, любовь и бесконечное уважение к ней.
Cлайд 3
I этап: ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА Нужно ли детям знать произведения С.В.Рахманинова
Cлайд 4
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Доказать, что произведения С.В.Рахманинова помогают детям осознать себя русскими людьми.
Cлайд 5
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА Если ребёнок изучает музыку С.В.Рахманинова, то у него формируется представление о русской культуре: эстетические идеалы и ценности
Cлайд 6
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ (входящая) Какие произведения С.В.Рахманинова вы знаете? Чем отличаются произведения С.В.Рахманинова от произведений других композиторов? Почему в наши дни слушают произведения С.В.Рахманинова? Назовите главные образы произведений С.В.Рахманинова? Какие чувства вызывает у вас музыка С.В.Рахманинова?
Cлайд 7
Cлайд 8
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Проанализировать произведения С.В.Рахманинова; Определить особенности произведений С.В.Рахманинова; Почувствовать образ Родины в музыке С.В.Рахманинова; Выявить место и роль музыки С.В.Рахманинова в русской музыкальной культуре
Cлайд 9
II этап: МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ, СПОСОБЫ ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ПОИСКОВЫЙ МЕТОД МЕТОД АНАЛИЗА И СРАВНЕНИЯ
Cлайд 10
РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА И ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ Распределение учащихся по группам Определение заданий по группам: 1 группа «Вокальные произведения С.В.Рахманинова» 2 группа «Произведения для фортепиано» 3 группа «С.В.Рахманинов – композитор и дирижёр» 4 группа «С.В.Рахманинова - исполнитель» Сбор и анализ материала Способы презентации проекта: выступление перед аудиторией выступление с докладами на конференциях публикация материалов, оформление ученических стендов предметные недели
Cлайд 11
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ И ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ 1. С. В. Рахманинов — сайт о жизни и творчестве, mp3-файлы, 2. О жизни и эпохе Сергея Васильевича Рахманинова — статья о композиторе на сайте classical-musica.ru , 3. С. В. Рахманинов: «Я ― русский композитор…», в статье «Музыка должна идти от сердца», 4. Рахманинов Сергей Васильевич. Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка. 1990. Музыкальный словарь., 5. Эмиль Сокольский — «И у меня был край родной…» На родине Сергея Рахманинова — журнал «RELGA» № 2 (182), 01.02.2009, 6. Вера Никен — «В Новгородской области 2013-й год объявят Годом Рахманинова» — «Российская газета», 31.10.2012, 7. Брянцева В. Н. Рахманинов Сергей Васильевич. Большая советская энциклопедия (1969-1978), 8. Алексеев А. Д. Сергей Рахманинов. Жизнь и творческая деятельность — М.: Музгиз, 1954, 9. Брянцева В. Н. Фортепианные пьесы Рахманинова, М., 1966.
Cлайд 12
III этап ОБРАЗ РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С.В.РАХМАНИНОВА Прекрасное и вечное чувство родины, сознательное или безотчётное, живёт в душе каждого человека и в национальной памяти целого народа. У нашей родины России- сложная история, сложная судьба. Чувство глубокой любви к своей родине, сопричастности к её судьбе помогало русским людям выстоять во времена тяжёлых испытаний. Тема родины остаётся актуальной и в наши дни, когда каждому человеку необходимо не только определить своё место в жизни, но и осознать свою значимость для той страны, в которой он живёт.
Cлайд 13
. На всю жизнь полюбил Сергей широкую реку Волхов, дремучие леса, бескрайние просторы полей. Вечерний звон колоколов соседнего Новгорода плыл над деревенской тишиной. Колокола…Это было самое прекрасное. Сергей мог часами прислушиваться к их странным, призывным, неземным голосам. Сергей часто бывал с бабушкой на службах в церкви. Знакомый пономарь поднимал его на колокольню. Мальчик узнал разные звоны, имена колоколов, научился различать их по звукам. Думал ли он, что в один прекрасный день обессмертит в своей музыке перезвон российских колоколов? Впервые музыкальный образ колоколов появляется в Прелюдии до-диез минор.
Cлайд 14
Это стихотворение композитор посвятил своей прилюдии «Вся жизнь- прелюдия…К чему? Нам этой тайны Не разгадать. Но знаю: не случайно Проходим, содрогаясь, мы сквозь муки И жаждем торжества приблизить час, Когда гармонии вселенской звуки Волной могучею обрушатся на нас…»
Cлайд 15
Тема революции в музыке С.В.Рахманинова Наступил 1901 год- первое десятилетие 20 века, века двух мировых войн, двух революций. В эти годы русское общество было проникнуто, с одной стороны,- предчувствием приближающейся грозной стихии, стихии революции, непонятной по смыслу и сущности для большинства русских интеллигентов того времени, а с другой стороны- страстной жаждой духовного обновления, радостным предчувствием перемен. Неизбежность неслыханных перемен ощущали все. Вот как об этом пишет Александр Блок: «…И я люблю сей мир ужасный: За ним сквозит мне мир иной- Неописуемо прекрасный И человечески простой» А вот как об этом рассказывает музыка С.Рахманинова – наиграть на ф-но тему 2-го концерта для ф-но с оркестром.
Cлайд 16
Эмиграция Так сложилось в жизни композитора, что он вынужден был покинуть Родину, находясь в полном расцвете творческих сил. Сергей Рахманинов не принял революцию 1917 года. Получив приглашение на концерты в Швеции, Рахманинов в конце декабря 1917 года выехал за границу. На душе у него было одиноко и как то жутко, точно он чувствовал, что больше никогда не увидит свою Родину, что расстаётся с ней навсегда… В первые годы жизни за границей композитор совсем не мог сочинять, он очень тосковал по Родине. «Уехав из России я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы не остаётся желания творить.»
Cлайд 17
В эти годы Рахманинов выступает как исполнитель и завоёвывает себе положение лучшего в мире пианиста. Пропагандируя за океаном русскую музыку, он давал целые концерты из произведений русских композиторов. За 3 месяца он дал 31 концерт. «У меня начали лопаться сосуды рук, образуются кровоподтёки. Дома я помалкиваю об этом». В начале 20-х годов Рахманинов достигает прочного материального и артистического благополучия, но не обретает утраченного при отъезде из России душевного покоя. Об этом говорит наш современник – поэт Михаил Пляцковский: «Во фраке и манишке накрахмаленной Сосредоточен, строг и напряжён, Играл Сергей Васильевич Рахманинов В нью-йоркском зале. Публике чужой. И чопорность холодную расплавивший, Не замечал он ничего вокруг, Послушно перекатывались клавиши Под пальцами его волшебных рук Судьбою горькой в эту даль заброшенный, Оторванный от родины своей, Он вспоминал цветастый луг некошеный И русский лес, где щёлкал соловей. Ребячьи голоса в ушах аукали, Колоколов позванивала медь… И так ему хотелось вслед за звуками В родимую Россию улететь!»
Cлайд 18
Великая Отечественная война Весть о нападении гитлеровской Германии на Советский Союз сильно взволновала композитора. Продвижение фашистских полчищ вглубь страны, война, уносившая каждый день тысячи жизней - всё это мучило и угнетало Сергея Васильевича. Он переживал как свою боль страдания Родины. Вскоре Рахманинов принял решение открыто выступить в поддержку России и объявил в печати о концерте, весь сбор с которого будет передан в фонд Красной Армии. «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу!»
Cлайд 19
Это был не единственный концерт, сбор с которого композитор передал советскому народу, героически сражавшемуся за свободу и независимость своей Родины. Несмотря на прогрессирующую болезнь, превозмогая сильные боли, 69 летний музыкант мужественно продолжал выступать. Однажды, во время концерта у него случился такой серьёзный приступ, что он не смог подняться со стула без посторонней помощи. Пришлось опустить занавес и увести его со сцены. И всё же за шесть недель до смерти измученный болезнью Рахманинов выступал в Чикаго. «Я играю для России!»
Cлайд 20
IV этап: РЕЗУЛЬТАТЫ В ходе исследования был проведен анализ, в котором выявлено, что учащиеся научились: определять роль и место музыки С.В.Рахманинова в музыкальной культуре России; понимать образный язык музыки С.В.Рахманинова ; определять виды и жанры музыки С.В.Рахманинова ; сопоставлять, сравнивать классическую и современную музыку.
Cлайд 21
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ КЛАССОВ (итоговая) Выбери из предложенного ряда характерные особенности музыки С.В.Рахманинова: мелодичность, гармония, мужественность, стремительность, красота. Перечисли жанры музыки С.В.Рахманинова? Назовите самые известные вокальные произведения С.В.Рахманинова? Назовите самые известные инструментальные произведения С.В.Рахманинова?
Cлайд 22
Cлайд 23
ВЫВОДЫ На основании результатов данного исследования доказано, что без духовных ориентиров и нравственных ценностей человек не может жить в современном мире. Обосновано, что произведения С.В.Рахманинова представляют собой общечеловеческую ценность: стремление к духовности, восстановлению национальных традиций. Выявлено, что в своей музыке С.В.Рахманинов не только воплотил образ Родины своего времени и не только поведал нам о своей любви к ней, но и завещал вам любить и беречь родную природу, многовековые традиции нашей страны.
Cлайд 24
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОЕКТА Разрабатывать дальнейшие перспективы и пути духовного роста подрастающего поколения. Обновлять содержание Программ Участвовать в предметных неделях Выступать на конференциях