Код презентации скопируйте его
«Серебряный век в русской культуре». Занятие 1 Авторский элективный курс для предпрофильного обучения в 9 классе. Разработала: Данилова Е.Я. учитель высшей категории МОУ «СОШ№19»
1. Занятие. «Эстетика «серебряного века». Цель: Выявить ценности мировоззрения людей России на рубеже веков. Задачи: 1. Уточнить политическую основу событий. 2. Определить новые направления в искусстве. 3. Понять сложность синтеза искусств. 4. Дать понятие «декаданса».
Мировоззрение нового века. Блажен, кто посетил сей мир В его минуты роковые! Его призвали все благие Как собеседника на пир. Он их высоких зрелищ зритель… Ф.И.Тютчев.
Метафора «серебряный век» Возникла в кругах русских писателей- эмигрантов, считавших себя наследниками богатейшей русской культуры рубежа XIX – XX веков и назвавших эту эпоху «русским ренессансом». Поэты, музыканты, зодчие, хореографы этой «роковой эпохи» не были зрителями. Они были творцами искусства, поражающего напряжённостью предчувствий надвигающейся катастрофы.
Андрей Белый. И ты, огненная стихия, Безумствуй, сжигая меня, Россия, Россия, Россия – Мессия грядущего дня.
Вячеслав Иванов. «Они творили не искусство, взятое само по себе, Но шире – Современную душу». Формирование этого шло ещё с «Золотого века» русской культуры. В литературе: А.С. Пушкин, И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский - блестящие творцы критического реализма. В музыке: традиции «Могучей кучки»- с её метрами: Н.А. Римским – Корсаковым, М.А. Балакиревым, А.П. Бородиным. В живописи: «Товарищество передвижных выставок» под началом И.Н. Крамского, В.И. Суриков, И.Е. Репин, В.А. Серов и т.д.
Сцена убийства Иваном Грозным своего сына — настоящая «картина-триллер», говоря современным языком, — производит шоковое воздействие на публику, ассоциируясь с революционным и контрреволюционным насилием 1880-х гг.
Грань веков. Единство искусства «серебряного века в парадоксальном сочетании старого и нового, уходящего («декаданса»- с французского) и нарождающегося- это была гармония противоположностей. Эпоха отличалась редким накалом страстей, чувствований, верований, иллюзий.
Николай Андреевич Бердяев. В работе «Русская идея»: «В начале века велась трудная, часто мучительная борьба людей ренессанса притив суженности сознания тридиционной интеллигенции - борьба во имя свободы творчества,- борьба во имя свободы творчества и во имя духа… На этом фоне рождались художественные направления. «Солнце наивного реализма закатилось»- вынес свой приговор А.Блок.