Зримое воплощение церковного символизма – православный храм, который представляет собой наиболее «открытую», осознанную, продуманную систему смыслов. Православный храм заключает в себе сложный, неисчерпаемый в своей обозримости символ
Cлайд 3
Символика храмовой архитектуры непосредственно связана с символикой богослужебного чина, которая формировалась в VI-IX вв. одновременно со сложением чина Литургии в Византии. Именно тогда был выработан крестово-купольный тип храма, идеально соответствующий богослужебному чину и создающий архитектурными формами зрительные образы того, что провозглашается словом и священнодействиями богослужения.
Cлайд 4
В Византии храмы строили так, чтобы они производили впечатление, подобное тому, которое описано в одном сирийском гимне: «Его свод простирается подобно небесам, без колонн, изогнут, и замкнут, и украшен золотой мозаикой, как небесный свод сияющими звездами. Его высокий купол сравним с небом небес».
Cлайд 5
Главный храм Византии назывался Софийским. Вместе с православием Русь унаследовала и крестово-купольную форму храма.
Cлайд 6
Крестово-купольная церковь или собор в плане выделяют крест, что должно напоминать о распятии, о жертве, принесенной во имя всего человечества
Cлайд 7
Многоглавие храмов Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной Церкви.
Cлайд 8
Одна глава знаменует единство Бога.
Cлайд 9
Две главы соответствуют двум естествам Богочеловека Иисуса Христа.
Cлайд 10
Три главы знаменуют Святую Троицу.
Cлайд 11
Четыре главы обозначают Четвероевангелие и его распространение на четыре стороны света.
Cлайд 12
Пять глав обозначают Господа Иисуса Христа и четырех евангелистов.
Cлайд 13
Семь глав знаменуют семь таинств Церкви, семь даров Святого Духа, семь Вселенских соборов.
Cлайд 14
Девять глав связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников.
Cлайд 15
Тринадцать глав – знамение Господа Иисуса Христа и двенадцати апостолов.
Cлайд 16
Количество глав связано , кроме того, с посвящением главного престола храма, а также часто и с количеством престолов, соединенных в одном объеме
Cлайд 17
Православный накупольный крест
Cлайд 18
По своей внешней форме накупольные кресты нередко отличаются от привычных нам восьмиконечных. Крест на куполе выражает идею храма как Дома Божия и корабля Спасения и имеет соответствующую символику
Cлайд 19
Полумесяц на православном кресте не имеет никакого отношения ни к мусульманской религии, ни к победе над мусульманами. Кресты с изображением цаты (полумесяца) украшали еще древние храмы: Церковь Покрова на Нерли (1165 год), Димитриевский собор во Владимире (1197 год) и другие.
Cлайд 20
Полумесяц с древних времен являлся государственным знаком Византии, и только после 1453 года, когда Константинополь был взят турками, этот христианский символ стал официальной эмблемой Османской империи. В православной Византии цата символизировала царскую власть. Видимо, поэтому она помещена как символ великокняжеского достоинства на изображении киевского князя Ярослава Изяславича в «Царственном летописце» XVI века. Часто цата (полумесяц) изображается как часть святительского облачения Святителя Николая Чудотворца. Ее можно встретить и на других иконах: Святой Троицы, Спасителя, Пресвятой Богородицы. Все это дает право считать, что цата на кресте — символ Господа Иисуса Христа как Царя и Первосвященника. Таким образом, установка креста с цатой на куполе храма напоминает нам о том, что храм этот принадлежит Царю царствующих и Господу господствующих.
Cлайд 21
Крест “трилистниковый” В России эта форма креста употребляется чаще других
Cлайд 22
Крест “терновый венец” Изображение креста с терновым венцом употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Христос — добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути.
Cлайд 23
Крест осмиконечный Восьмиконечие - наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос
Cлайд 24
Четырёхконечный крест “А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечном; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (...) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе”, — обличал раскольников Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, кн. 2, гл. 24). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала “распяли Его” (Ин. 19; 18), а потом только “Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте” (Ин. 19; 19).
Cлайд 25
Крест “виноградная лоза” «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь” (Ин. 15; 1). Так назвал себя Иисус Христос,). “Эти слова Самого Спасителя положили основание символизму виноградной лозы, — писал граф А. С. Уваров в своем труде “Христианская символика”, — главное значение виноградной лозы (рис. 32) для христиан находилось в символической связи с Таинством причащения” (стр. 172-173).