Реализм (от позднелат. realis – вещественный, действенный), в широком смысле – объективно-предметное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Существенная черта реализма – убежденность в познаваемости существенных сторон реального мира средствами искусства. В изобразительном искусстве, специфика художественных средств которого дает возможность создавать картину реально зримых форм предметной действительности, различные элементы и тенденции реализма можно выделить, начиная с эпохи первобытного искусства.
Cлайд 3
Cлайд 4
Милле (Millet) Жан Франсуа (1814-1875), французский живописец и график. В 1837-1838 учился в Париже у П.Делароша; работал в Париже, Шербуре, Барбизоне. В 1840-х годах Милле писал тонкие по настроению портреты, мифологические композиции, галантные сцены в духе Ф. Буше, к концу десятилетия сблизился с художниками барбизонской школы и обратился к изображению повседневной крестьянской жизни, наделяя образы крестьян-тружеников, изображенных обычно на фоне пейзажа, достоинством и внутренним величием (“Сборщицы колосьев”, 1857, “Анжелюс”, 1859, “Человек с мотыгой”, 1863, - все в Лувре, Париж). Высокие нравственные критерии, симпатия и соучастие, простота и поэзия правды определяют существо творчества Милле. Его произведениям свойственны торжественная лаконичность монументальной композиции, богатый валёрами землистый колорит. Как график Милле работал главным образом в технике офорта (“Землекопы”, “Сеятель”).
Cлайд 5
Крестьянки с хворостом. 1858
Cлайд 6
Портрет морского офицера. 1845
Cлайд 7
Сборщицы колосьев. 1857
Cлайд 8
Пастушка, стерегущая своё стадо 1862-1864
Cлайд 9
Оноре Домье 1808 - 1879
Cлайд 10
Домье (Daumier) Оноре Викторьен (1808–1879), французский график, живописец и скульптор. С 1814 жил в Париже, с 1820-х годов брал уроки живописи и рисунка. овладевал искусством литографии. После Революции 1830 Домье стал виднейшим политическим карикатуристом Франции и завоевал общественное признание беспощадной острогротескной сатирой на короля Луи Филиппа и правящую верхушку общества. Карикатуры Домье распространялись в виде отдельных листов или публиковались в иллюстрированных изданиях (журналы “Силуэт”, 1830–1831; “Карикатюр”, 1830–1835; “Шаривари”, 1833–1860 и 1863–1872). Основой для серии литографических портретов-шаржей “Знаменитости золотой середины” (1832–1833) послужили вылепленные Домье острохарактерные портретные бюсты политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830–1832, сохранилось 36 скульптур). В 1832 за карикатуру на короля (“Гаргантюа”, 1831) художник был на полгода заключен в тюрьму. В литографиях 1834 Домье обличал бездарность, своекорыстие и лицемерие властей (“Законодательное чрево”, “Все мы честные люди, обнимемся”), создал героические образы рабочих (“Современный Галилей”), проникнутое глубоким трагизмом изображение расправы с ними (“Улица Транснонен 15 апреля 1834 года”). После запрещения в 1835 политической карикатуры Домье обратился к бытовой сатире, осмеивал духовное убожество парижских обывателей (“Лучшие в жизни”, 1843–1846; “Добрые буржуа”, 1846–1849; серия “Карикатюрана” с собирательным образом авантюриста Робера Макера, 1836–1838). В период нового подъема французской политической карикатуры, связанного с Революцией 1848–1849, создал (сначала в гротескной бронзовой статуэтке, 1850, Лувр, Париж, а затем в ряде литографий) обобщенный образ политического проходимца Ратапуаля. Виртуозно и темпераментно сочетая богатейшую, язвительную фантазию и точность наблюдения, Домье придавал публицистическую остроту самому языку графики: жалящая выразительность линии как бы сама по себе обнажала бездушие и пошлое самодовольство объектов его сатиры. Зрелым литографиям Домье присущи бархатистость штриха, свобода в передаче психологических оттенков, движения, светотеневых градаций.
Cлайд 11
Художник мудрый пред тобой, Сатир пронзительных создатель. Он учит каждого, читатель, Смеяться над самим собой. Его насмешка не проста: Он с прозорливостью великой Бичует зло со всею кликой. И в этом – сердца красота. Он без грмас, он не смеётся, Как Мефистофель и Мельмот, Их желчь огнём Алекто жжёт. А в нас лишь холод остаётся. Их смех – он никому не впрок, Он пуст, верней, бесчеловечен. Его же смех лучист, сердечен, И добр и весел и широк. Ш. Бодлер об О. Домье
Cлайд 12
Ратапуаль. Бронза. 1850
Cлайд 13
Законодательное чрево. Литография. 1834
Cлайд 14
Прачка. 1859-1860
Cлайд 15
Дон Кихот 1868
Cлайд 16
Игроки в шахматы. 1863-1865
Cлайд 17
Гюстав Курбе 1819 - 1877
Cлайд 18
Курбе (Courbet) Жан Дезире Гюстав (1819-1877), французский живописец. Учился в частных ателье в Париже, но как художник сформировался, в основном, самостоятельно; испытал влияние творчества Д.Веласкеса, Рембрандта, Ф.Халса. Курбе посетил Англию (1846), Голландию (1847), неоднократно бывал в Германии и Австрии, работал главным образом в Париже, Орнане, Ла-Тур-де-Пельс. Пройдя недолгий этап близости к романтизму (“Влюбленные в деревне”, 1844, Музей изящных искусств, Лион), Курбе полемически противопоставил ему (как и академическому классицизму) искусство нового типа - “позитивное”, утверждающее жизненно-материальную значимость мира и отрицающее художественную ценность того, что нельзя воплотить в ощутимо-предметных образах. Стремление раскрыть значительность, скрытую поэзию повседневной жизни французской провинции привело Курбе к созданию монументальных полотен, проникнутых пафосом зарождающегося реализма XIX века. (“Послеобеденный отдых в Орнане”, 1849, Музей изящных искусств, Лилль; “Похороны в Орнане”, 1849-1850, Лувр, Париж). Следуя демократическим идеалам эпохи, он придавал критическую заостренность социальной тематике (“Возвращение кюре с приходской конференции”, картина не сохранилась, эскиз 1862 - в Публичном художественном собрании, Базель), создавал героизированные, обобщенно-характерные образы людей труда (“Дробильщики камня” , 1849, картина не сохранилась). Принцип общественной значимости искусства, выдвинутый современной ему французской художественной критикой, Курбе воплощал и в своих полотнах (“Встреча” или “Здравствуйте, господин Курбе!”, 1854, Музей Фабра, Монпелье; “Ателье”, 1855, Лувр, Париж), где в аллегорической форме изобразил себя в окружении друзей и персонажей своих картин, и в теоретических выступлениях (декларация “Реализм”, 1855).