Древние образы в современных народных игрушках Материал к урокам изобразительного искусства в 5 классе. ВЫПОЛНИЛА: МАТВЕЕВА В.В. учитель МОСОШ №7
Cлайд 2
Cлайд 3
Издавна славилась тульская деревня Филимоново глиняной игрушкой. Лесов вокруг Филимонова мало. Но зато много оврагов, а в них полно всякой глины. Местная глина особенная: вязкая, жирная, пластичная. Застывая, глина садится, и тогда приходится игрушку подтягивать, и так происходит несколько раз. Поэтому и получаются филимоновские игрушки такими грациозными.
Cлайд 4
В отличие от дымковской и каргопольской все филимоновские игрушки – свистульки. Теперь в Филимонове делают даже огромные игрушки – ростом с больших кукол. Ими можно не только играть, но и украшать квартиры.
Cлайд 5
Cлайд 6
В 15 – 16 веках, Как считают этнографы, выделился оригинальный стиль дымковской игрушки. Зародилась она в Дымковской слободе, что на берегу реки Вятки, близ города Кирова. Вначале были свистульки, затем появились и просто игрушки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петуха, то в конька. Свое умение бабки передавали внучкам, а внучки – своим внучкам. Так и дошло до наших дней. Теперь в городе Кирове – художественные мастерские дымковской игрушки.
Cлайд 7
Игрушка составлялась из разных частей, соединяемых между собой. К основе туловищу прикреплялись лепные детали.
Cлайд 8
Cлайд 9
Каргополь – древний город в Архангельской области. В окрестных деревнях русского Севера издревле изготавливали глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. Каргопольские игрушки ,как и филимоновские и дымковские , лепились и для забавы и к ярмарке. Самыми любимыми были Конь – Полкан, Полихан – чудо,бабы с млденцами. Птицами, которые были похожи на образ богини – матери в северной народной вышивке.
Cлайд 10
Лепка каргопольской игрушки отличается от лепки дымковской и филимоновской. Главное отличие состоит в том, что фигурки выполняются из одного целого куска глины. Форма предельно упрощена.
Cлайд 11
Единство формы и декора в игрушках
Cлайд 12
ЭЛЕМЕНТЫ ФИЛИМОНОВСКОЙ РОСПИСИ
Cлайд 13
ЭЛЕМЕНТЫ ФИЛИМОНОВСКОЙ РОСПИСИ
Cлайд 14
ЭЛЕМЕНТЫ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ
Cлайд 15
ЭЛЕМЕНТЫ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ
Cлайд 16
ЭЛЕМЕНТЫ КАРГОПОЛЬСКОЙ РОСПИСИ
Cлайд 17
ЭЛЕМЕНТЫ КАРГОПОЛЬСКОЙ РОСПИСИ
Cлайд 18
ВЫВОДЫ Выяснили, что глиняные игрушки возвращают нас к нашим корням, к природе. В современных народных игрушках используются древние образы. В росписи используются солярные знаки, которые рассказывают нам о верованиях народа. Форма игрушек очень пластичная и обобщенная, но все же в разных местах необъятной России мастера оригинально подходят к созданию ее образа.
Cлайд 19
Школьная выставка
Cлайд 20
Использованные источники: http://www.gigr.ru/ Глиняные игрушки http://images.yandex.ru Порохневская М.А. Изобразительное искусство [ Текст]:Учеб. Пособие. – В.:Учитель-АСТ 2003 –30 –37 с. А. Рогов «Про филимоновские свистульки» Издательство « Малыш», Москва 1988 Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Филимоновские свистульки», Москва, «Мозаика – Синтез»2007г. Т.Я. Шпикалова, Г.А. Величкина Рабочая тетрадь по основам народного искусства «Дымковская игрушка»,Москва, «Мозаика – Синтез»2003 г. В. Крупин. «Дымка» Издательство «Малыш» Москва 1987 г. Рабочая тетрадь по основам декоративно - прикладного искусства «Каргопольская игрушка» Москва, «Мозаика – Синтез»2007 г