Романский и готический стили. Средневековая архитектура. Капелла кающихся грешников. Больё-сюр-Дордонь. Йоркский собор, Англия
Cлайд 2
Романский стиль (от лат. romanus — римский) — художественный стиль, господствовавший в в XI—XII веках ,один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Наиболее полно выразился в архитектуре. РОМАНСКИЙ СТИЛЬ Бамбергский собор
Cлайд 3
Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость, располагающиеся на возвышенных местах, господствующие над местностью. Главная роль в романском стиле отводилась суровой крепостной архитектуре: монастырским комплексам, церквям, замкам. Аббатство Мария Лаах, Германия
Cлайд 4
Термин «романский стиль» ввёл в начале XIX века Арсисс де Комон, установивший связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. (28 августа 1801-16 апреля 1873) Французский антиквар и археолог, основатель Французского археологического общества.
Cлайд 5
Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углублёнными порталами. Такие стены несли в себе оборонительное назначение. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров. Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Вормский собор Святого Петра, Германия
Cлайд 6
В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства Увеличение хора или восточной алтарной части храма Увеличение высоты храма Замена кессонного потолка каменными сводами Тяжёлые своды требовали мощные стены и колонны Основной мотив интерьера — полуциркульные арки Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей. Особенности архитектуры романского собора Либмургский собор, Германия
Cлайд 7
Церковь Нотр-Дам-ля-Гранд, Франция Церковь Богородицы, Дания
Cлайд 8
Пизанский собор, Италия Уинчестерский собор, Англия
Cлайд 9
Готическая архитектура — период развития европейской архитектуры с конца XII по начало XVI века. Готическая архитектура сменила архитектуру романской эпохи и в свою очередь уступила место архитектуре периода Возрождения. Сам термин «готика» возник в Новое время как презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами. Термин подчёркивал радикальное отличие средневекового зодчества от стилистики Древнего Рима. ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ Фасад Реймсского собора
Cлайд 10
Многие считают, что название стиля произошло от Goten - варвары. Но к историческим готам этот стиль никакого отношения не имеет. Слово происходит от итальянского gotico - непривычный, варварский. Сначала это слово употреблялось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от Средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры. (30 июля 1511 года— 27 июня 1574 года) Итальянский живописец, архитектор и писатель.
Cлайд 11
Этот стиль в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался он на основе романской архитектуры. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы этого стиля подчёркивают вертикаль. Собор святого Вита, Прага
Cлайд 12
Характерными чертами являются стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод. Преимущество использования ребер заключается в том, что уменьшаются возникающие от свода нагрузки на основание. Погашение этих нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. Стремление максимально уменьшить массивность сооружения привело к тому, что в результате введения каркаса стена перестала быть несущим элементом и стала всего лишь заполнением между несущими пилонами. Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты.
Cлайд 13
Капелла Сент-Шапель, Франция Костёл Св. Анны, Вильнюс
Cлайд 14
Собор Парижской Богоматери
Cлайд 15
Собор Св. Вацлава, Оломоуц Храм Марии Тинской, Прага