Первое упоминание о Палехе относится к началу 17 века. В различных документах тех лет говорится о развитом иконописном промысле в Палехе. К середине 17 века молва о прекрасных работах палехских мастеров достигла Москвы, и их стали приглашать для росписи в столицу. Иконы, написанные в Палехе, были достаточно дорогими, так как писались они долго и тщательно, по старинным образцам.
Cлайд 4
Cлайд 5
Но к концу 19 века производство иконы в России сильно разрослось, что привело к ее удешевлению, а как следствие - и к потере качества росписи. После революции 17 года палехские мастера и вовсе остались практически без работы. Но после окончания гражданской войны возникла необходимость использовать накопленный иконописный опыт в других областях искусства.
Cлайд 6
Так, в течение нескольких лет, зародилось новое искусство Палеха. Особое место среди других видов творчества стала занимать лаковая миниатюра на различных изделиях - шкатулках, брошах, пудренницах, изготовленных из папье-маше. Новому искусству была присуща и новая тематика - добавились сюжеты из деревенской жизни, сюжеты из русских народных сказок, сюжеты, взятые из творчества русских писателей и поэтов.
Cлайд 7
Положил начало палехской лаковой миниатюре Иван Иванович Голиков. В конце 1922 года живший в то время в Москве И.И. Голиков увидел в Кустарном музее (ныне - Музей народного искусства) чёрную шкатулку из паье-маше с многоцветной росписью из Федоскина и решил попробовать. В мастерской бывшего хозяина иконописной мастерской А.А.Глазунова Голиков написал творёным золотом и серебром на донцах фотографических ванночек из паье-маше свою первую миниатюру: "Адам в раю". Глазунов отнёс её в Кустарный музей. Руководство музея заинтересовалось этой работой и тут же ему выдали полуфабрикат для дальнейшей работы. Это обстоятельство вдохновило Голикова и он начал работать более уверенно.
Cлайд 8
Палехская шкатулка (процесс изготовления) Шкатулку около двух месяцев делают в мастерской из папье-маше: склеивают мучным клейстером картон, прессуют, сушат полторы недели, вымачивают в чане с подогретым льняным маслом, снова сушат и прессуют. Затем из получившихся болванок изготавливают шкатулки, обтачивают. Затем передают грунтовщикам, которые нанося несколько слоем грунта из красной глины, каждый слой зачищают, шлифуют. Затем изделие красят, в черный цвет снаружи и красный – внутри, покрывают лаком, только после этого шкатулка попадает в роспись к художнику.
Cлайд 9
В Палехе пишут темперой. Обычно мастера берут минеральные пигменты, а уже потом делают из них краски для лаковой миниатюры старинным дедовским способом — на яичном желтке. Приготовление к работе красок и золота — не менее важная часть процесса, чем создание самой миниатюры. Это — настоящее таинство. Для приготовления краски нужное количество порошка насыпают в чашечки, деревянные или пластмассовые, добавляют яичную эмульсию и размешивают. Степень готовности определяют «на глаз». Хорошо приготовленные краски очень пластичны. Краску заготавливают в небольших количествах, так как хранится она очень не долго. Художнику нужны краски разные по консистенции, поэтому их постоянно приходится разбавлять на фарфоровом блюдце, палитре. На нем же смешивают краски основных цветов и составляют нужные тона.
Cлайд 10
После росписи золотом изделия покрывают масляным лаком. Последним этапом является полировка. Ее выполняют путем нанесения нескольких слоев лака, каждый из которых тщательно просушивается при определенной температуре длительное время. После каждого слоя обязательно выравнивают поверхность сначала стеклом, потом пемзой, когда слоев достаточно и поверхность уже ровная - шкатулку полируют на «бархатке» - специальном вращающемся круге, обтянутом бархатом, окончательная «доводка» до блеска наводится руками, женскими конечно, так как руки должны быть мягкими, без огрубевших участков, которые могут поцарапать поверхность.
Cлайд 11
Готовые отполированные изделия упаковывают в коробочки с мягким наполнителем
Cлайд 12
Отличительными чертами палехской школы являются: миниатюрное (мелочное) многоклеймное письмо; общий мягкий тон письма; многообразие элементов композиции и их живописность; узорчатость палатного письма; разнообразие радужных сияний; вписание гор остроконечными лещадками; деревья с натуральной листвой; удлинённость фигур подобно строгановским; тонкость плави голов и обнажённых частей фигур; пробелы краской, широкие и светлые, с резкой и очень тонкой белой оживкой, а иногда золотом "в полуперо"; фоны разных тонов (вплоть до золотых).
Cлайд 13
Орнамент Орнаментальные украшения в древнерусской живописи появились уже в древние времена. Орнамент можно было встретить на архитектурных постройках, одеждах святых и т.д. В палехском искусстве орнамент занимает особое место. Существует несколько видов орнаментов, различающихся по построению и по технике исполнения. Одни, графические, пишутся в одну линию, другие - со штиховой подтушёвкой, третьи - со световой приплавкой. В настоящее время применяются различные виды орнамента для обрамления композиции, в украшениях одежд. Пишутся золотом и серебром. В монументально декоративной живописи применяется цветовой орнамент, который прокрашивается цветом с окантуровкой, со стилевой и световой рассечкой. По светлому фону окантуровка и рассечка орнаментов делаются тёмной краской, а по тёмному фону - белилами.
Cлайд 14
Орнамент с оконных откосов церкви Ильи Пророка в Ярославле XVII века. Орнамет особенно расцвёл в XVII веке в строгановской школе и монументальной живописи ростовских и ярославских церквей. Палехские миниатюристы внимательно изучили ярославский орнамент и применяли его в своём искусстве.
Cлайд 15
Орнамент в ярославской школе XVII века. Общий рисунок в основе симметричен, но отдельные детали разнообразны по форме и свободно расположены. Изображение изобилует многочисленными, разнообразными деталями.
Cлайд 16
Орнамент начала XIX века из фресок палехского Крестовоздвиженского храма. Орнамент реалистических форм. Каждый цветок или листок имеет свою собственную форму. Данный тип орнамента в различных вариациях использовал в своих работах И.И.Голиков.
Cлайд 17
Орнаментальные заставки И.И.Голикова. Данный вид орнамента применяется для оформления книг. Верхний графически-линейного характера со штриховой подтушёвкой, нижний - с бликовой приплавкой.
Cлайд 18
Тематический орнамент в произведениях Т.И.Зубковой (с композиции "Богатый урожай"). Художница часто, создавая какую-либо композицию, оформляла её соответствующим теме орнаментом. Данный орнамент подчинён теме урожая. В нём присутствуют колосья пшеницы, гроздья винограда, ягоды, овощи и фрукты. Весь орнамент выполнен в условной манере, серебром и золотом, очень тщательно.