Всюду нас окружают вещи. Они — наши защитники, помощники. И нам сейчас трудно себе представить, как на заре истории жил на Земле человек без вещей.
Cлайд 3
Как только человек научился делать вещи, он начал их украшать. Так родился орнамент — повторяющийся узор — на посуде, на одежде.
Cлайд 4
А потом человек подметил, что предметы хороших форм обычно и в деле удобнее и практичнее, и стал делать вещи более красивыми и такой формы, которая бы наилучшим образом соответствовала назначению предмета.
Cлайд 5
Создание окружающих нас предметов красивыми и есть искусство, искусство предметного мира. В зависимости от того, чего в таком искусстве больше – пользы или красоты – мы делим его на прикладное и декоративное.
Cлайд 6
В декоративном искусстве красота преобладает над пользой. Пользы декоративные предметы могут вообще не иметь. Главная их задача – украшать помещение или человека.
Cлайд 7
Это могут быть вазы, ковры, гобелены, женские и мужские украшения.
Cлайд 8
К прикладному искусству относятся предметы, с которыми человек встречается в быту ежедневно. Это - одежда, обувь, мебель, посуда. Произведения прикладного искусства одновременно и красивы, и полезны.
Cлайд 9
Красота в прикладном искусстве часто имеет национальные черты. Например, украинский орнамент отличается от армянского или эстонского. Национальные черты прикладного искусства сближают его с народным искусством.
Cлайд 10
Народное искусство всегда было связано с бытом человека, архитектурой. Например, издавна печи обкладывались изразцами – украшенными узорами плитками.
Cлайд 11
Деревянные избы украшались резными наличниками.
Cлайд 12
Дымовые трубы украшались изящными дымниками.
Cлайд 13
Казалось бы – чего легче – сшить простую, обычную рубаху! Но человек даже в те времена, когда не было швейных машин, старался эту рубаху сделать красивой, не похожей на другие.
Cлайд 14
И так было со всеми окружающими предметами. Человек украшал не только одежду и предметы обстановки, жилище. Он украшал даже инструменты, которыми работал! Посмотри, какой интересной может быть прялка – инструмент для обработки пряжи и создания нитки.
Cлайд 15
Но если ты думаешь, что декоративно-прикладное и народное искусство - это что-то неживое, древнее, старинное, то ты ошибаешься. Народные промыслы, или ремёсла, живы и сейчас. Здесь ты видишь хлебницу, шедевр хохломской росписи.
Cлайд 16
Хохлома - это крупнейшее торговое село, откуда поставляли деревянную посуду на ярмарки. Со временем и сами изделия, выполненные с помощью оригинальной техники окраски, стали именовать Хохломой. В хохломе используют, в основном, золотой, красный, чёрный цвета.
Cлайд 17
Мастера холмогорской резьбы делают шкатулки, вазы, украшения из костей мамонта, моржа, быка. Царь Алексей Михайлович посылал в село Холмогоры заказы на выполнение гребней, чарок и посохов из кости.
Cлайд 18
Слово "финифть" означает "блестящий камень". При её создании стеклянный порошок, разведённый водой, наносят на металлическую поверхность и обжигают до появления стекловидного слоя. Расписная финифть – это тончайшая миниатюрная живопись огнеупорными красками по эмалевому фону.
Cлайд 19
Мезенская роспись – это роспись по дереву прялок, и домашней утвари. Чаще всего используются два цвета – красный и чёрный. Узор в орнаменте повторяется.
Cлайд 20
Филигрань (или, по-другому, скань) - это изделия из витой или гладкой проволоки. Материалом для филигранных изделий обычно служит серебро или медь. Часто филигранную работу дополняют различными декоративными вставками – стразами (искусственными драгоценными камнями), финифтью.
Cлайд 21
Федоскинская миниатюра - это роспись масляными красками на изделиях, выполненных из папье-маше, или, по-другому, прессованного картона. Чаще всего такими изделиями бывают коробочки, шкатулки, табакерки.
Cлайд 22
Похожий по назначению промысел – Палехская миниатюра - лаковая роспись на шкатулках, брошах, пудреницах, изготовленных из папье-маше.
Cлайд 23
Используют папье-маше как основу для лаковой росписи ещё и в Холуйской и в Мстёрской лаковых миниатюрах.
Cлайд 24
Скопинская керамика – это произведения мастеров-гончаров из города Скопина. Такие произведения чаще всего покрываются глазурью коричневого, жёлтого, зелёного, серо-синего цвета.
Cлайд 25
Гжель – это фарфор с нарядной синей росписью, получивший своё имя по названию небольшого городка, жители которого занимались производством посуды и изразцов с синими и голубыми узорами и цветами.
Cлайд 26
Городецкая роспись украшает прялки, мебель, ставни, двери. Это - яркая, лаконичная роспись с жанровыми сценками, фигурками коней, петухов, цветочными узорами.
Cлайд 27
В замечательной Петриковской росписи изображают цветы, ягоды, птиц и животных. И даже людей.
Cлайд 28
Жостовский промысел – искусство росписи подносов. Главная тема украшения жостовских подносов - букеты цветов, гирлянды, натюрморты. Чаще всего используется чёрный фон.
Cлайд 29
Чернение серебра – народный промысел города Великий Устюг. Чёрный сплав серебра, меди, свинца и серы вплавляют в основной металл - серебро или золото.
Cлайд 30
Кубачинские мастера – это всемирно известные умельцы, создающие искусную посуду, оружие, ювелирные изделия.
Cлайд 31
Особое место среди народных промыслов занимает производство игрушек. Каргопольская игрушка – шедевр, который мастера-гончары из города Каргополь создавали в перерывах между работой над посудой для потехи своих детишек. Фигурки людей и животных приземисты, тяжеловесны, грубоваты и неуклюжи, у них короткие ноги, толстая, короткая шея, крупная голова. Посуда не сохранилась, а игрушки живы!
Cлайд 32
Романовская глиняная игрушка – простая по форме и цвету. Мастера использовали не больше двух красок для росписи своих произведений.
Cлайд 33
Как ты думаешь, что это? Это - старинная поморская погремушка – шаркун. Плетётся она из берёсты – коры берёзы. Внутрь засыпается сушёный горох. Погремушка получается лёгкая, с весёлым звуком и совсем не вредная, если маленький ребенок возьмёт её в рот.
Cлайд 34
Авторы филимоновской игрушки – это не мастера, а мастерицы. Жёны мастеров-гончаров лепили из местной глины традиционные свистульки: барынь, всадников, коров, медведей, петухов, лошадей.
Cлайд 35
Дымковская игрушка – искусство росписи глиняной игрушки – людей, животных. Игрушки получаются яркие, весёлые, озорные!
Cлайд 36
Матрёшки – пустые внутри деревянные куклы овальной формы – славятся во всем мире. Их расписывают разными стилями.
Cлайд 37
К декоративно-прикладному искусству относится кружевоплетение. В разных местах кружева плели разные. Вологодское кружево – одно из самых знаменитых. Это кружево украшено плавно извивающейся лентой на фоне узорных решёток, звёздочками и розетками. “Застывшие краски северной зимы” – так его образно называют.
Cлайд 38
. Кружева создают девушки и женщины вручную, с помощью специальной круглой подушки и коклюшек – деревянных палочек с намотанными нитями.
Cлайд 39
Макраме — это изделия из узелков. Ещё первобытные охотники плели сети из шерсти животных и болотных трав, а в наше время макраме украшает интерьер.
Cлайд 40
Платки всегда имели большое значение в одежде человека. Особенно красивые платки создавали Павловопосадские умельцы. Такие платки передавались из поколения в поколение по наследству.
Cлайд 41
Платки нужны не только для красоты, но и для тепла. Нет теплей оренбургских пуховых платков! Они не только тёплые, но и очень лёгкие. Хороший оренбургский платок можно продеть сквозь кольцо.
Cлайд 42
Эта картина создана не на холсте красками, а на ткани иголкой и нитками. Это – вышивка. Вышивают шерстяными, шёлковыми или хлопчатобумажными нитями, даже лентами, бисером. Вышивка по технике бывает гладьевой, когда стежки ложатся рядом друг с другом.
Cлайд 43
А это - вышивка крестиком, стежки ложатся крест накрест.