Треченто в живописи Культура итальянского Возрождения Занятие 3. 9 класс.
Cлайд 2
В истории искусства и культуры «треченто» используется для обо- значения определённого периода в развитии итальянского искусства Возрождения – периода Проторенессанса. Ведущим видом изобразительного искусства треченто была живопись: наиболее типична - сиенская школа живописи. В это время творил великий флорентинец, родоначальник реалистического направления Джотто ди Бондоне. Трече нто (ит. trecento - буквально триста, а также 1300-е гг.) - в итальянском языке принятое наименование XIV в. Джотто, Мадонна на троне, 1305 – 1310 гг.
Cлайд 3
Джо тто ди Бондо не (1267-1337) Итальянский художник и архитектор эпохи Возрождения. Портрет Джотто кисти Паоло Уччелло
Cлайд 4
Хронология жизни Джотто Ди Бондоне родился в Колле ди Веспиньяно, непо-далеку от Флоренции. 1280 - по всей видимости, ста-новится учеником Джованни Чимабуэ. По некоторым дан-ным окончив обучение, в тече-нии 20 лет работает в различ-ных городах Европы – Авинь-оне, Ферраре, Неаполе, Падуе, Равенне, Риме, Вероне, и неко-торых других.
Cлайд 5
1307 - Документально подтверждено, что в этом году Джотто был во Флоренции. 1311 - Становится членом Флорентийской гильдии художников. 1312 - Работает над распятием для церкви Санта-Мария Новелла (Флоренция) Церквь Санта-Мария Новелла (Флоренция) Джотто."Крест"(578 х 406 см.) Флоренция, ц. Санта Мария Новелла. 1290-1300 гг.
Cлайд 6
1318 - Сын художника, Франческо, становится его деловым агентом. - В качестве придворного художника поступает на службу к королю Роберту Анжуйскому. - Назначается главным архитектором Флоренции, а так же руководителем строительства собора Санта-Мария дель Форье и городских укреплений. 1337 - Умирает в январе этого года в возрасте приблизительно 70 лет. Собор Санта-Мария дель Форье Кампа-нила Джотто
Cлайд 7
Церковь Сан-Франческо в Ассизи 1297 - пишет фрески цикла "Жизнь святого Франциска"
Cлайд 8
Вид с южного фасада. Большая арка в готическом стиле - вход в нижнюю церковь. Каменная лестница ведет на Верхнюю площадь, к входному порталу Верхней базилики под готическим окном-розой.
Cлайд 9
Разрушение свода после землетрясения
Cлайд 10
Вид верхней церкви
Cлайд 11
Стена с фресковым циклом
Cлайд 12
Cлайд 13
Капелла Скровеньи (Капелла дель Арена) в Падуе - небольшая церковь в Италии, Венето, прославившаяся благодаря фресковому циклу работы Джотто.
Cлайд 14
Расположение фресок, написанных Джотто в капелле дель Арена, не противо-речит средневековой традиции украшения храмов, но художник совершено по-новому интерпретирует евангельскую историю, представляя ее в виде последо-вательного рассказа о жизни рода. Начинается этот рассказ с истории Иоакима и Анны, родителей Девы Марии. Иоаким и Анна были благочестивыми людь-ми, однако их брак долгое время оставался бездетным. Согласно канонам иуда-изма, отсутствие детей являлось признаком неодобрения брака со стороны Бога. В конце концов, Иакиму при- шлось покинуть Иерусалим. Когда Анна достигла зрелого возраста, явившийся ей ангел сообщил, что она забеременеет и родит ребенка, "имя которого прогремит по всей Вселен-ной". С той же новостью посланник божий навестил и жившего в изгна-нии Иоакима, после этого Иаким по-спешил в Иерусалим. Момент встре-чи со своей женой и запечатлел Джот-то на свой фреске. Встреча произо-шла у Золотых Ворот, в едущих в город.
Cлайд 15
Это - шедевр Джотто - жемчужина капеллы дель Арена. Центром композиции являются два сближенных лица: мертвого Христа и Его матери. Окружающие фигуры Христа, своими позами и жестами выражают различные эмоции. Оплакивание Христа (1303-1306) Капелла дель Арена Падуя
Cлайд 16
Эта сцена повествует нам о событии, относящемуся к раннему детству Христа. Вскоре, после рождения Иисуса ангел сообщил во сне его отцу, Иосифу, что семейство должно бежать в Египет. Ирод, царь иудей-ский которому сказали, что в Вифлиеме родился маль-чик, призванного стать "ца-рем иудейским", в страхе приказал истребить всех младенцев в возрасте до двух лет, родившихся в этом городе и его окрестно-стях. Этот евангельский сюжет был необычайно популярен в европейской церковной живописи. Бегство в Египет (1303-1306 )
Cлайд 17
Поцелуй Иуды (1303-1306) В ряде сцен Джотто дости-гает драматического эффек-та близко сводя лица двух персонажей. В данном слу-чае этот прием позволяет добиться ему потрясающего художественного эффекта. Иуда, целуя Христа, предает его тем самым в руки тех, кто пришел арестовать Спа-сителя. Лицо Иисуса остает-ся при этом удивительно спокойным: эта единствен-ная область покоя в самом центре эмоциональной бури. Лицо Иуды выглядит демо-ническим, что напоминает слова Евангелия о том, что предать Христа его побудил вселившиеся в него дьявол.
Cлайд 18
Мадонна во славе (Мадонна Оньиссанти) (1310) Это единственный сохранившийся алтарный образ, созданный Джотто. Картина получила свое название в честь церкви Оньиссанти (Всех святых) во Флоренции. Его герои объемны; кроме того они полны жизни и даже "живо-сти", что вовсе не умоляет их божест-венного величия. Сохраняя традицион-ную композицию, Джотто достигает большей убедительности пространст-венного построения. Мария облачена в простые одежды - они имеют мало об-щего с драгоценными одеждами святых, изображаемых на византийских иконах. Это делает ее образ более земным и "демократичным".
Cлайд 19
Проповедь птицам (1296-1304) Эпизодом для этой картины послужил очень характерный эпизод из жизни святого Фра-нциска Ассийского. Однажды, собираясь пропо-ведовать в лесу, где во весь голос пели птицы, Франциск вежливо обратился к ним: "Сестрицы мои птицы, если вы сказали, что хотели, дайте сказать мне".
Cлайд 20
Этот евангельский сюжет - популярнейший в иконописи и живописи. Он пове-ствует о том как Христос на брачном пире, когда обнаружился недостаток вина, превратил воду в вино. Брак в Кане (1304-1305)
Cлайд 21
С удивительным мастер-ством создает художник на плоскости стены ил-люзию реального прост-ранства, спокойная и ве-личественная композиция идеально согласуется по настроению с описыва-емыми событиями и сос-тавляет единый ансамбль с интерьером капеллы. Тайная вечеря (1304-1305)
Cлайд 22
В одной из легенд рассказывается о том, как во время своих странствий святой Франциск оказался у египетского султана, которого попытался обратить из исла-ма в христианство. Желая доказать силу своей веры и могущество истинного Бога он сказал, что пройдет сквозь огонь если имамы султана проделают тоже самое вслед за ним. Имамы отказались повторить подвиг святого Франциска, а сам султан, хотя и был глубоко потрясен случившимся, так и не стал христианином. Испытания огнем (1320-1330)
Cлайд 23
Поклонение волхвов
Cлайд 24
Исав перед Исааком
Cлайд 25
Благословение Анны
Cлайд 26
Введение Богородицы во храм
Cлайд 27
Джотто ди Бондоне – ключевая фигура в истории западного искусства. Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи, а также разработал абсолютно новый подход к изображению пространства.
Cлайд 28
1. Что в переводе с итал. языка означает слово «треченто»? а) 3/4 и XIII век; б) слово «триста» и 1300-ые годы; в) 1/3 и XIII век. 2. Что для культуры Италии означало это слово? а) так называли XIV век в итальянском Возрождении; б) так называли XIII и XIV века в итальянском Возрождении; в) так называли XIII век в итальянском Возрождении. 3. Какой именно период в истории культуры итальянского Возрождения называли «треченто»? а) позднее Возрождение; б) высокое Возрождение; в) Проторенессанс или Предвозрождение. Тест № 2 Треченто в живописи
Cлайд 29
4. Кем был Джотто ди Бондоне? а) итальянским художником; б) итальянским архитектором и художником; в) итальянским архитектором. Что спроектировал и построил Джотто? а) Собор Санта-Мария дель Форье; б) Кампанилу собора Санта-Мария дель Форье; в) Купол собора Санта-Мария дель Форье. 6. Что сделал Джотто для церкви Сан-Франческо в Ассизи? а) построил башню; б) построил церковь в) расписал стены фресками.
Cлайд 30
7. Откуда брал Джотто сюжеты для своих работ? а) из Евангелии; б) из Корана; в) из религиозных учений. 8. Кто изображен на единственном сохранившимся алтарном образе Джотто? а) святые; б) Иисус Христос; в) мадонна. 9. Как называется творение Джотто в котором самый драматический сюжет Евангелия? а) поцелуй Иуды; б) бегство в Египет; в) тайная вечеря.
Cлайд 31
10. Кому из святых Джотто посвятил цикл фресок? а) Иисусу Христу; б) Святому Фрациску; в) Мадонне. 11. Через что пришлось пройти на одной из фресок святому Франциску? а) сквозь огонь; б) сквозь стену; в) сквозь воду. 12. Кем считают Джотто в истории западного искусства? а) основоположником иконописи; б) основоположником школы архитектуры; в) основоположником школы живописи.
Cлайд 32
Критерии выставления оценок за выполнения теста №2 «5» - за 12-11 правильных ответов; «4» - за 10 - 8 правильных ответов; «3» - за 7 - 5 правильных ответов; «2» - за 4 - 0 правильных ответов.